Строительный портал - Meerson

Взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. Дыхание. Строение и функции дыхательной системы. Важнейшие органы дыхания человека

Лекция 7

Общее строение и функции дыхательной системы

ПЛАН

1. Биологическое значение дыхания.

2. Строение органов дыхания.

3. Дыхательные движения.

4. Легочные объемы. Жизненная емкость легких.

Основные понятия : дыхание, газообмен, органы дыхания, дыхательный цикл, дыхательные движения, легочные объемы, жизненная емкость легких.

Литература

1. Бугаев К.Е., Маркусенко Н.Н. и др. Возрастная физиология. - Ростов-на-Дону: «Ворошиловградская правда», 1975.- С.107-115.

2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов. - М.: Высш. шк., 1985. С. 293-313.

3. Киселев Ф.С. Анатомия и физиология ребенка с основами школьной гигиены. - М.: Просвещение, 1967.- С. 133-143.

4. Старушенко Л.И. Клиническая анатомия и физиология человека: Учеб. пособие М.: УСМП, 2001. С. 77-86.

5. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология.- М.: Просвещение, 1978. - С. 209-222.

Значение дыхания

Дыхание - это совокупность процессов, в результате которых происходит использование организмом кислорода и выделение углекислого газа. Дыхания включает следующие процессы: а) обмен воздуха между внешней средой и альвеолами легких (легочная вентиляция); б) обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью (диффузия газов в легких) в) транспорт газов кровью г) газообмен между кровью, тканями и клетками; д) использование кислорода клетками и выделение ими углекислого газа (клеточное дыхание).

Кроме газообмена, дыхание является важным фактором терморегуляции. Легкие выполняют функцию выделения, поскольку через них выводится углекислый газ, аммиак и некоторые летучие соединения.

Во время отхаркивания вместе со слизью удаляются продукты обмена: мочевина, мочевая кислота, соли минеральных веществ, частицы пыли и микроорганизмы.

Почти все сложные преобразования веществ в организме происходят с обязательным участием кислорода. Без кислорода невозможен обмен веществ и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода. Дыхание, как и кровообращение, чрезвычайно важно для обеспечения гомеостаза организма. Нарушение дыхания приводит не только к изменениям газового состава внутренней среды организма, но и к глубоким изменениям во всех реакциях обмена, во всех процессах жизнедеятельности.



Строение органов дыхания

К органам дыхания относят воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи) и легкие.

Дыхательная система начинается носовой полостью, которая делится хрящевой перегородкой на две половинки, каждая из которых еще делится носовыми раковинами на нижний, средний и верхний носовые ходы. В первые дни жизни у детей дыхание через нос затруднено. Носовые ходы у детей уже, чем у взрослых, и формируются к 14-15 годам.

Стенки полости носа покрыты слизистой оболочкой с мерцательным эпителием, реснички которого задерживают и выводят слизь и микроорганизмы, которые оседают на слизистые оболочки. Слизистая, оболочка имеет густую сетку кровеносных сосудов и капилляров. Кровь, текущая по этим сосудам, согревает или охлаждает воздух, вдыхает человек. Слизистая оболочка носовой полости содержит рецепторы, которые (воспринимают запахи и обусловливают обоняние. Полость носа сочетается с полостями, которые находятся в костях черепа: гайморовой, лобной, клиновидной пазух. Воздух, поступающий в легкие через носовую полость, очищается, согревается и обезвреживается. Это не происходит при дыхании через ротовую полость. Носовая полость сзади через отверстия - хоаны соединяется с носоглоткой. В слизистые носовой полости есть лейкоциты, которые выходят на поверхность слизистой оболочки из кровеносных сосудов. Благодаря фагоцитарной способности, лейкоциты уничтожают микроорганизмы, попадающие в носовую полость с вдыхаемым воздухом. Пагубно действует на микроорганизмы имеющийся в составе слизи вещество - лизоцим.

Дыхательные пути у детей значительно уже, чем у взрослых. Это способствует более легкому проникновению инфекции в организм ребенка. Во время воспалительных процессов в носу слизистая оболочка набухает, в результате чего образуется или же и вовсе становится невозможным дыхание через нос, поэтому дети вынуждены дышать через рот. А это способствует охлаждению дыхательных путей до легких и проникновению в них микроорганизмов и частиц пыли.

Носоглотка - верхняя часть глотки. Глотка - мышечная трубка, в которую открывается полость носа, рта и гортани. В носоглотку открываются слуховые трубки, которые соединяют полость глотки с полостью среднего уха. Носоглотка у детей широкая и короткая, слуховая труба находится низко. Заболевания верхних дыхательных путей нередко осложняется воспалением среднего уха, потому что инфекция легко проникает в среднее ухо.

В 4-10 летних детей образуются так называемые аденоидные разращения, то есть разращение лимфатической ткани в области глотки, а также в носу. Кроме того, аденоидные разращения могут негативно влиять на общее состояние здоровья и на работоспособность детей.

Из носоглотки воздух попадает в глотку, а затем в гортань.

Гортань - расположена в средней части шеи и снаружи ее часть видно как повышение, которое называется кадыком. Скелет гортани образован несколькими хрящами, соединенными между собой суставами, связками, мышцами. Самый большой из них - щитовидный хрящ. Сверху вход в гортань покрывается надгортанником, который препятствует поступлению пищи в гортань и дыхательные пути.

Полость гортани покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием, который образует две пары складок, закрывающих вход в гортань во время глотания. Нижняя пара складок покрывает голосовые связки, пространство между которыми называется голосовой щелью . Во время обычного дыхания голосовые связки расслаблены и щель между ними сужается. Выдыхаемый воздух, проходя через узкую щель, заставляет колебаться голосовые связки - возникает звук. От степени натяжения голосовых связок зависит высота тона и при натянутых связях звук выше, при расслаблении - ниже. Кроме голосовых связок в звукообразования участвуют язык, губы, щеки, полость носа, резонаторы (глотка и полость рта). У мужчин голосовые связки длиннее, чем объясняется более низкий голос.

Гортань у детей короче, узкая и интенсивно растет в 1-3 года жизни и в период полового созревания.

В 12-14 лет у мальчиков начинает расти кадык на месте сопряжения пластинок щитовидного хряща. Пройдя гортань, воздух попадает в трахею.

Трахея - нижний отдел гортани длиной 10-13 см, внутри она покрыта слизистой оболочкой. Трахея состоит из 16-20 неполных хрящевых колец, соединенных между собой связками. Задняя стенка трахеи перепончатая, в ней есть гладкие мышечные волокна, и она прилегает к пищеводу, что создает благоприятные условия для прохождения пищи по нему.

На уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на правый и левый бронхи, которые являются главными. Они входят в ворота соответствующих легких, где делятся на долевые бронхи. Долевые бронхи в легких разветвляются на более мелкие сегментарные бронхи, которые, в свою очередь разделяются (до 18-го порядка) до дольковых бронхов (диаметр до 1 мм) и заканчиваются конечными бронхиолами (0, 3-0,5 мм в диаметре). Вся система разветвления бронхов, начиная главными и заканчивая конечными бронхиолами, называется бронхиальным деревом .

У новорожденных трахея примерно 4 см, в 14-15 лет - примерно 7 см. У детей трахея и бронхи развиваются постепенно. Они растут, в основном, параллельно с ростом туловища. Просвет трахей и бронхов у детей значительно уже, чем у взрослых, хрящи их еще не окрепли. Мышечные эластичные волокна развиты слабо. Слизистая оболочка, которая выстилает трахею и бронхи, очень нежная и богатая на кровеносные сосуды. Поэтому трахея и бронхи у детей легче повреждаются, чем у взрослых.

Бронхиолы заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых пузырьки - альвеолы , покрытые густой сеткой кровеносных капилляров, где происходит газообмен. В легких взрослого человека насчитывается 300-700 млн. Альвеол, с общей площадью поверхности 60-120м2. Такая огромная поверхность обеспечивает большую скорость газообмена в легких. Легкие расположены в грудной полости, по бокам сердца.

Основными структурно-функциональными единицами легких является альвеолы. Альвеолы - ​​микроскопические пузырьки легких, где происходит газообмен между кровью и вдыхаемым воздухом. В пространстве между легкими, который называется средостением, размещенны трахея, пищевод, зобная железа, сердце, крупные сосуды, лимфатические узлы и некоторые нервы.

Правое и левое легкое неодинаковы как по размерам, так и по форме. Правое легкое состоит из трех частей, левое - из двух. На внутренней поверхности легких находятся ворота легких, через которые проходят бронхи, нервы, легочные артерии, вены, лимфатические сосуды. Каждое легкое покрыта серозной оболочкой, которая называется плеврой . У плевры есть два листка. Один плотно сросся с легкими, второй прирос к грудной клетке. Между листками имеется щель, заполненная серозной жидкостью. Эта жидкость увлажняет поверхности плевры, обращенные друг к другу, и тем самым уменьшает трение между ними во время дыхательных движений. Воздуха в щели плевры нет, давление - отрицательное - ниже атмосферного на 6-9 мм рт.ст. (0,8-1,2 кПа). Давление внутри легких равно атмосферному, что обеспечивает нормальную функцию легких: они не отходят от стенок грудной клетки при вдохе и растягиваются при увеличении объема грудной клетки. Негативное внутриплевральное давление способствует увеличению дыхательной поверхности легких при вдохе, возврату крови к сердцу и, таким образом, улучшению кровообращения и лимфооттока.

Легкие у детей развиты еще недостаточно, альвеолы ​​малые, слаборазвита в них эластичная ткань. Кровенаполнение легких у детей повышенное. До 3 лет у детей усиленно растут легкие, количество альвеол до 8 лет достигает количества альвеол взрослого человека. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста снижаются. После 12 лет энергично растут альвеолы. Объем легких до 12 лет увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу полового созревания - в 20 раз.

Дыхательные движения

Дыхательный цикл состоит из двух фаз: вдоха и выдоха. Благодаря актам вдоха и выдоха, которые осуществляются ритмично, происходит обмен газов между атмосферным воздухом и альвеолярным, который содержится в легочных пузырьков. Активная роль в акте вдоха принадлежит дыхательным мышцам.

Во время вдоха происходит увеличение грудной клетки, благодаря опусканию диафрагмы и поднятию ребер. Диафрагма - образование, отделяющую грудную полость от брюшной, имеет вид поперечно-размещенной куполоподобной мышечно-сухожильной пластинки, края которой прикреплены к стенкам грудной клетки. Опускания диафрагмы осуществляется за счет сокращения полосатых мышечных волокон. Ребра при вдохе поднимаются вверх, передними концами отодвигают грудину вперед, с увеличением грудной полости и благодаря сокращению наружных межреберных мышц, которые прикрепляются косо от ребра до ребра.

В процессе вдоха участвуют межхрящовые мышцы трахеи, бронхов. Глубокий вдох вызывается одновременным сокращением межреберных мышц, диафрагмы, мышц груди и плечевого пояса. При этом преодолевается ряд препятствий: эластичная тяга легких, сопротивление реберных хрящей, масса грудной клетки, поднимается вверх, сопротивление брюшных внутренностей и стенок живота.

Между грудной стенкой и поверхностью легких (между париетальным и висцеральным листками плевры) лежит щель с отрицательным давлением. Плевральная щель закрыта герметично, поэтому во время расширения грудной клетки вслед за ее стенками идут и легкие, которые благодаря эластичности их ткани легко растягиваются. В растянутых легких давление воздуха падает ниже атмосферного. Грудная полость герметично закрыта и с окружающей средой сочетается только через дыхательные пути. Поэтому при наличии разности давлений между атмосферным и легочным воздухом наружный воздух заходит в легкие, то есть происходит вдох.

После окончания вдоха мышцы расслабляются и грудная клетка возвращается к исходному положению (выдох). Спокойный выдох происходит пассивно, без участия мышц. В глубоком выдохе принимают участие мышцы живота, внутренние межреберные и другие мышцы. Когда расслабляются мышцы диафрагмы, купол ее под давлением брюшных органов поднимается и становится выпуклым, что уменьшает грудную полость в вертикальном направлении. Уменьшение размеров грудной полости приводит к уменьшению объема легких, к увеличению давления в легких, в результате чего часть воздуха выходит из легких наружу, пока давление воздуха в легких не сравнится с атмосферным.

У человека в дыхании могут участвовать или мышцы диафрагмы или межреберные мышцы. В случае преобладания участия межреберных мышц говорят о грудном типе дыхания, если преобладают диафрагмальные мышцы, то такое дыхание называется брюшным.

У новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание с незначительным участием межреберных мышц. Диафрагмальный тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра набирают косого положения. Дыхание младенцев становится грудобрюшным с преимуществом диафрагмального.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все больше начинает преобладать грудной тип дыхания и до 7 лет он становится выражен. В 7-8 лет начинаются половые различия в типе дыхания: у мальчиков преобладает брюшной тип дыхания, у девочек - грудной.

Взрослый человек делает примерно 15-17 дыхательных движений в минуту и ​​за один вдох вдыхает около 500 мл воздуха. Соотношение частоты дыхания и сердечных сокращений равна 1: 4-1: 5. При мышечной работе дыхания увеличивается в 2-3 раза. При заболеваниях частота и глубина дыхания меняются.

При глубоком дыхании альвеолярный воздух вентилируется на 80-90%, что обеспечивает большую диффузию газов. При неглубоком - большая часть вдыхаемого воздуха остается в мертвом пространстве - носоглотке, полости рта, трахеи, бронхах.

Дыхание новорожденного ребенка 48-63 дыхательных движений в минуту, частое, поверхностное. У детей первого года при бодрствовании - 50-60, во время сна 35-40, у детей 4-6 лет - 23-26 циклов в минуту, у детей школьного возраста 18-20 раз в минуту.

Рациональное питание - полноценное питание здорового человека, учитывающее его пол, возраст, трудовую деятельность и климатические условия проживания. Такое питание способствует сохранению здоровья, повышает физическую и умственную работоспособность на долгие годы. Суть рационального питания состоит из трех основных принципов:

1. Соблюдение равновесия между энергией, поступающей в организм с пищей и энергией, которую человек расходует в течение суток, в процессе жизнедеятельности.

2. Соблюдение соотношения количества, качества поступающих с пищей питательных веществ, полностью удовлетворяющие потребности организма.

3. обязательное соблюдение режима питания.

пища является источником энергии, которая необходима для нормальной работы всего организма человека. Поэтому очень важно, чтобы количество потраченной за день энергии обязательно было восполнено. Если человек тратит больше энергии, чем получает, его масса тела снижается. В ситуации, когда тратится меньше калорий, чем приходит с пищей, человек стремительно набирает лишний вес. И то, и другое оказывает негативное влияние на здоровье. При организации правильного питания следует избегать переедания, оно вредно сказывается на здоровье. Также вредно получать недостаточно пищи, если вес соответствует норме. Важно научиться избегать пристрастий к определенным блюдам.
Такое пристрастие может привести к однообразному, скудному питанию. Это негативно сказывается на здоровье, так как организм получает недостаточно необходимых ему веществ. ациональное питание позволяет избегать подобных ошибок. Вследствие правильного подхода к приготовлению продуктов, значительно снижается число заболеваний. Организм легче восстанавливается после перенесенных болезней. Пищу следует принимать обязательно перед учебой, или работой. Необходимо также принимать пищу в обеденный перерыв и вечером, за 2-2, 5 часа до сна. Интервал между ними должен составлять 4 часа. Оптимально, когда на завтрак и обед употребляется 2/3 от общего дневного потребления калорий. На ужин должно оставаться менее 1/3.



Для полноценного усвоения пищи и нормальной жизнедеятельности питание должно быть сбалансированным. Это означает, что должно соблюдаться соотношение между белками, жирами и углеводами в приготовленной пище.
Например, для молодых людей, проживающих в умеренном климате и не занимающихся тяжелым физическим трудом, это соотношение должно составлять: белки -13%, количество жиров - 33%, углеводов - 54 %, если энергоценность пищи принимать за 100.
В природных условиях не существует продуктов, содержащих все без исключения необходимые человеку пищевые вещества. Поэтому рациональное питание предусматривает использование комбинации разных продуктов.
Ежедневный пищевой рацион нужно привести к соответствию определенных требований:

1. Энергетическая ценность должна полностью покрывать потребности организма;

2. Баланс питательных веществ в пище должен быть оптимальным;

3. Пища должна хорошо усваиваться. Это полностью зависит от состава продуктов и способа их приготовления;

4. Пища должна быть привлекательной по внешнему виду, консистенции, вкусу, запаху, цвету, температуре. Все эти качества влияют на аппетит и усвояемость еды;

5. Пища должна быть разнообразной. Для приготовления блюд нужно использовать широкий ассортимент продуктов. Готовить их следует различными способами;

6. Пища должна вызвать чувство насыщения за счет ее оптимального состава, хорошей, качественной кулинарной обработки;

7. Необходимо обязательно соблюдать санитарно-эпидемические правила, чтобы обеспечить безвредность пищи. Каждый человек в организации своего питания должен руководствоваться состоянием своего организма на данный момент. Учитывать не только вес своего тела, наличие физических нагрузок, но и физиолого-биохимические показатели.

Билет № 14

1.​ Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.

Дыхание – это процесс поступления кислорода в наш организм с целью окисления химических веществ и выведения углекислого газа и других продуктов обмена.

Этапы дыхания:

Внешнее дыхание

Переход кислорода из лёгких в кровь

Транспортировка газов

Газообмен

Клеточное дыхание

Для попадания кислорода в организм необходима дыхательная система. Она состоит из воздухоносных путей и легких. К воздухоносным путям относят полость носа, носоглотку (это ВДП), гортань, трахею, бронхи.К дыхательной части относят легкие. При нормальном дыхании воздух попадает в организм человека через нос. Он проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на 2 половины

Стенки носовых ходов выстланы слизистой оболочкой. Она выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, задерживает частицы пыли и микроорганизмы, обладает бактерицидным свойством. Под слизистой оболочкой располагается большое количество кровеносных сосудов, что согревает вдыхаемый воздух. Также носовая полость снабжена рецепторами, которые обеспечивают чихание. Носовая полость соединена с полостями костей черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Эти полости являются резонаторами при голосообразовании.

Из носовой полости воздух через внутренние ноздри (хоаны) поступает в носоглотку, а оттуда в гортань.

Гортань образована хрящами, ее полость выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами, вызывающими рефлекторный кашель. При глотании вход в гортань закрывается надгортанным хрящом.Самый крупный хрящ гортани – щитовидный. Он защищает гортань спереди.

Таким образом, функции гортани:

Препятствие попаданию частиц в трахею

Гортань переходит в трахею. Стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами. Задняя стенка трахеи, прилегающая к пищеводу, не имеет хрящей. Это связано с тем, чтобы не препятствовать прохождению пищевого комка по пищеводу.

Внизу трахея делится на 2 бронха. Трахея и бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой, покрытой мерцательным эпителием. Здесь воздух продолжает согреваться и увлажняться. Бронхи ветвятся, образуя бронхиолы, на концах которых находятся тонкостенные легочные пузырьки – альвеолы. Легкие человека – это парный орган конусовидной формы За 1 минуту легкие прокачивают 100 литров воздуха.Снаружи они покрыты легочной плеврой, грудная полость покрыта пристеночной плеврой. Между 2 листками плевры находится плевральная жидкость, которая снижает силу трения при вдохе и выдохе. Стенки альвеол и капилляров однослойные, что облегчает газообмен. Они образованы эпителием. Они выделяют сурфактант, который препятствует слипанию альвеол, и вещества, убивающие микроорганизмы

2.​ Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?

Грибы - это группа одно- из многоклеточных организмов, для которых характерны гетеротрофный тип питания, неподвижный образ жизни. Вегетативное тело многоклеточных грибов представлено мицелием. Мицелий представляет собой систему преимущественно разветвленных нитей (гиф), состоящих из клеток. Клетки грибов лишены хлоропластов и центриолей, и, как правило - двуядерные. Грибная клетка покрыта хитиновой оболочкой, выполняющей механическую функцию. Грибы размножаются спорами. Грибы, которые образовывают для формирования спор плодовые тела, состоящие из ножки и шапки, называются шапочными. Все шапочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые. В трубчатых грибах, нижняя часть шапки пронизана многочисленными трубочками (белый гриб, масленок), а в пластинчатых состоит из многочисленных пластинок (лисичка, сыроежка). Иногда плодовое тело имеет общее (мухомор) или частичное (шампиньон) покрывало.Значение грибов в природе заключается в том, что множество видов грибов и высших растений находятся в симбиозе. При этом грибы срастаются мицелием с корнями высших растений и поставляют им элементы грунтового питания, в частности содержащие азот и фосфор, а взамен получают углеводы, синтезированные растениями. Другие грибы (паразитические) приводят к разным болезням растений - ржавчины, гнилостности, мучнистой росы и т.п. Кроме того, грибы входят в состав пищевых цепочек экосистем.В жизни человека грибы играют огромное значение - их используют в пищу, шампиньоны даже выращивают промышленно; дрожжи используют в хлебопекарной, пивоваренной и спиртовой промышленности, выкармливают ими скот; из гриба пеницила изготавливают антибиотик пенициллин, которые применяют для борьбы с болезнетворными бактериями. Некоторые грибы вызывают заболевание сельскохозяйственных растений, животных, человека, вызывают порчу продуктов. Лишайники – симбиозные организмы, которые состоят из гифа гриба и зеленых водорослей. Питание - автотрофное. По типу строения тела лишайники делятся на кустистые и листовые.Самое важное значение лишайников заключается в том, что они являются первым звеном в процессе почвообразования. Они являются организмами, которые, поселяясь на непригодных для растений субстратах (скалах, коре деревьев и т.п.), создают предпосылки для развития растений. Лишайники являются основным зимним кормом оленей в северных районах. Из определенных видов изготовляют краску. Существуют также и съедобные лишайники некоторые лишайники употребляются в пищу, используются в медицинской и парфюмерной промышленности.

Различают внешнее и внутреннее. Внутреннее (клеточное) дыхание - это окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. В этих процессах обязательно участвует кислород, который поступает в организм в результате внешнего дыхания. Внешнее дыхание- это газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Оно происходит в органах дыхательной системы. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи) и легких. Каждый орган системы имеет особенности строения в соответствии с выполняемыми функциями.

I. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. В ней происходит очищение, увлажнение, обеззараживание, согревание воздуха и различение запахов. Эти разнообразные функции обеспечиваются:

1) большой поверхностью соприкосновения с вдыхаемым воздухом за счет извилистых ходов, которые есть в каждой половине полости;

2) мерцательным эпителием, из которого состоит слизистая оболочка носовой полости. Реснички эпителия, двигаясь, задерживают и выводят наружу пыль и микроорганизмы;

3) густой сетью капиллярных сосудов, пронизывающих слизистую оболочку. Теплая кровь согревает холодный воздух;

4) слизью, которую выделяют железы слизистой оболочки полости носа. Она увлажняет воздух, снижает жизнедеятельность болезнетворных бактерий;

5) обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке.

II. Носоглотка и глотка проводят воздух в гортань.

III. Гортань - это полый воздухоносный орган, основу которого составляют хрящи; самый крупный из них - щитовидный. Кроме проведения воздуха гортань выполняет следующие функции:

1. Препятствует попаданию пищи в дыхательную систему. Это обеспечивается подвижным хрящом - надгортанником. Он рефлекторно закрывает вход в гортань в момент проглатывания пищи.

IV. Трахея расположена в грудной клетке, впереди пищевода, и состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных связками. Полукольца обеспечивают свободное прохождение воздуха через трахею в любом положении тела человека. Кроме того, задняя стенка трахеи мягкая, состоит из гладкой мускулатуры. Такое строение трахеи не мешает прохождению пищи по пищеводу.

V. Бронхи. Левый и правый бронхи образованы хрящевыми полукольцами. В легких они ветвятся на мелкие бронхи, образуя бронхиальное дерево. Наиболее тонкие бронхи называются бронхиолами. Они заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены альвеолы, или легочные пузырьки. Стенка альвеолы состоит из одного слоя плоского эпителия и тонкого слоя эластичных волокон. Альвеолы густо оплетены капиллярами и осуществляют газообмен.



VI. Легкие - парные органы, занимающие почти всю грудную полость. Правое больше, состоит из трех долей, левое - из двух. Каждое легкое покрыто легочной плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью, которая уменьшает трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление ниже атмосферного. Это способствует движению легких за грудной клеткой при вдохе и выдохе.

Таким образом, строение органов дыхательной системы соответствует функциям, которые они выполняют.

2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?

Грибы - это отдельное царство организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в оболочках клеток, запас питательных веществ в виде гликогена, образование в результате обмена веществ мочевины. В то же время грибы, подобно растениям, имеют неограниченный рост, ведут неподвижный образ жизни, поглощают питательные вещества путем всасывания. Грибы делятся на высшие и низшие. У низших вегетативное тело - грибница - состоит из одной разросшейся клетки, у высших - грибница многоклеточная. Размножаются грибы спорами.



Некоторые заболевания животных и человека (стригущий лишай, молочница) также имеют грибковую природу.

Одноклеточные грибы - дрожжи - используются человеком в хлебопекарной и пивоваренной промышленностях. Из плесневелых грибов получают антибиотики (пенициллин).

Лишайники также относятся к царству Грибы, т.к. их тело образовано нитями грибницы и одноклеточными зелеными водорослями. Объединение в одном теле грибов и водорослей привело к тому, что лишайники обладают новыми морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями. Они могут поселяться и расти на совершенно бесплодных субстратах, например, на скалах, песке. Нити грибницы усваивают влагу из атмосферы или с поверхности субстрата, а зеленые водоросли обеспечивают лишайник органическими веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

Лишайники являются «пионерами» растительности, т.к. первыми поселяются в местах, где нет почвы (скалы, песок). Во время роста они способствуют разрушению горных пород, а после отмирания образуют перегной, на котором могут расти другие растения. Лишайники являются основным кормом для северных оленей. Они богаты сахарами и белками, поэтому некоторые виды лишайников люди издавна употребляют в пищу. Человек использует лишайники как сырье в парфюмерной промышленности, а также для получения спирта, лакмуса, красителя. Лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферы: экологи определяют по частоте встречаемости лишайников чистоту воздуха.

Таким образом, грибы и лишайники являются своеобразными организмами и играют важную роль в природных сообществах и жизни человека.

3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?
Учеба - основной вид деятельности школьника, поэтому правила гигиены умственной деятельности являются неотъемлемой частью его режима дня.

Режим дня - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, который предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Значение режима дня в том, что организм с течением времени привыкает к определенной работе, выполняемой в определенное время, т.е. вырабатывается система условных рефлексов. Эта система разгружает кору головного мозга, т.к. автоматические действия регулирует подкорка. Таким образом, кора головного мозга максимально высвобождается для умственной деятельности.

Для максимальной эффективности умственной деятельности необходимо:

1. Уметь концентрировать свое внимание на выполняемой работе.

2. Правильно рассчитывать время работы: после часа работы должен быть двадцатиминутный перерыв со сменой вида деятельности (физическая нагрузка).

3. Правильно выбирать время работы. Наиболее благоприятными для умственной деятельности являются утренние часы (через 1,5 часа после пробуждения), исключая периоды приема пищи. В ночное время продуктивность работы головного мозга снижается.

4. Для эффективного умственного труда необходимо хорошее освещение рабочего места и отсутствие отвлекающих факторов.

5. Необходимо вести здоровый образ жизни, способствующий оптимальной деятельности всех систем органов (и головного мозга в том числе).

Таким образом, умственная деятельность наиболее эффективна при соблюдении режима дня и правил гигиены.

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

Как известно, дыхание – это жизнь. И к этому утверждению сложно что-либо добавить, ведь с потребностью организма в кислороде не сравниться даже потребность в воде и пище. Кроме того дыхание связывает наш организм с биосферой Земли, и всем ее живым миром. Но того кислорода, который проникает через кожные ткани, недостаточно для поддержания всех жизненно важных процессов. Поэтому именно работа всей дыхательной системы, и строение и функции отдельных органов дыхания в частности, позволяет сердцу биться, снабжая кровь кислородом и в последствии извлекая из организма углекислый газ.

Основные анатомические составляющие дыхательной системы человека – это:

    верхние дыхательные пути (полость носа, носоглотка и ротоглотка, гортань);

    нижние дыхательные пути (трахея с разветвляющимися бронхами, легкие).

Воздух, вдыхаемый носом, через носоглотку и ротоглотку проходит к трахее, а затем по бронхиальному дереву поступает в легкие.


Более детально с работой, строением и функциями органов дыхания , а также особенностями газообмена в организме можно ознакомиться в разделе анатомии «Дыхательная система человека» . Сейчас же мы рассмотрим работу и функции органов дыхания с точки зрения дыхательной гимнастики .

Нос и носовая полость

Полость носа является первичным органом дыхания. Воздух, поступающий в нее, не просто свободно проходит к легким, но еще и очищается от пыли и нагревается. Мерцательный эпителий слизистой носа задерживает мельчайшие инородные частички, фильтруя воздух.


Также слизистые железы носовой полости вырабатывают лизоцим, который выполняет две функции: увлажняющую и бактерицидную. Обогрев воздуха происходит благодаря кровеносным сосудам, проходящим в носовой полости. Так, к гортани подходит уже очищенный, увлажненный и нагретый воздух. Гортань выступает лишь соединяющим звеном между носоглоткой и трахеей: никакие процессы в ней не происходят.


Это интересно! Считается, что при вдыхании воздух, проходящий через правую ноздрю, идет в правое легкое, а через левую – соответственно, в левое.


Трахея и бронхи

Являясь продолжением гортани, трахея, как бы разделяет поступающий воздух на две части, направляя их к каждому легкому по правому и левому бронхам. Они, в свою очередь, разветвляются и распространяются по всей площади легких и заканчиваются альвеолярными мешочками, через которые, собственно кислород и поступает в кровь.


Альвеолы и легкие

Легкие – парный орган, осуществляющий газообмен за счет мельчайших пузырьков альвеол, число которых достигает почти 700 млн. Через альвеолярные капилляры воздух проникает в кровь, а обратно выходит углекислый газ. Такой сложный процесс происходит при каждом вдохе и выдохе человека.

Функции органов дыхания

Помимо основной функции органов дыхания – обеспечения поступления в кровь кислорода и удаление из нее углекислого газа – можно выделить еще несколько:

    Терморегуляция . Температура воздуха, поступающего в организм, влияет на температуру тела. Выдыхая, человек отдает часть тепла внешней среде, охлаждая организм.

    Очищение . На выдохе из организма удаляется не только углекислый газ, но и пары воды или этилового спирта (если человек употреблял спиртное).

    Поддержание иммунитета . Клетки легких способны обезвреживать вирусы и болезнетворные бактерии.

Это интересно! Полость носа и носоглотка способны усиливать звук голос, придавать ему тембр и звучность. Поэтому когда нос заложен, голос человека меняется.

Газообмен происходит благодаря чередованию актов вдоха (инспирации) и выдоха (экспирации). В легких мышечной ткани нет, поэтому механизм дыхания осуществляется за счет дыхательной мускулатуры . Основные ее составляющие это межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные мышцы шеи и живота.


На вдохе грудная клетка приподнимается за счет межреберных мышц. При этом происходит уплотнение и сокращение диафрагмы. Это действие можно сравнить с работой насоса, который качает воздух в легкие. На выдохе мышцы расслабляются, диафрагма возвращается в прежнее положение, поднимаясь наверх, и вытесняет воздух, наполненный углекислым газом, из организма.


Непрерывна и постоянна. За время одного цикла дыхания (примерно 3-4 секунды) воздух успевает пройти длинный путь, который можно разделить на 4 этапа:

  • 1) вентиляция легких – поступление воздуха к альвеолам;

  • 2) газообмен между воздухом и кровью;

  • 3) перенос эритроцитами кислорода к тканям и углекислого газа к легким;

  • 4) биологическое окисление – потребление клетками кислорода.

Этот показатель является очень важным для определения состояния аппарата внешнего дыхания. Для женщин жизненная емкость легких (ЖЕЛ) составляет примерно 3,5 л; для мужчин – от 4 до 5. Наиболее высокие показатели у спортсменов, чья деятельность связана с активным дыханием (лыжники, гребцы, пловцы, легкоатлеты).


Определить ЖЕЛ можно с помощью спирографии. Проще говоря, человек должен сделать максимально глубокий вдох, а затем выдохнуть через трубку, соединенную с аппаратом, который называется спирограф.


На уменьшение жизненной емкости легких может влиять курение, жизнь в экологически неблагоприятной среде, отсутствие физической культуры . При хроническом уменьшении ЖЕЛ возникают патологические состояния плевральной полости или легочной ткани, что ведет к дыхательной недостаточности. Человек вынужден дышать чаще, т.к. чувствует постоянную нехватку воздуха. Недостаток кислорода вызывает головокружения, слабость, плохое самочувствие. Все это со временем может привести к возникновению различных заболеваний, связанных с легочным аппаратом (бронхит, плеврит, астма, эмфизема легких и т.п.)

Дыхательная гимнастика

Поддерживать жизненную емкость легких в норме и обеспечивать правильное дыхание помогают специальные упражнения, направленные на корректировку механизма работы дыхательных мышц. Полноценное использование аппарата внешнего дыхания позволяет воздуху свободно проникать в легкие и обеспечивать питание всего организма кислородом.


Одним из способов тренировки работы легких является задержка дыхания . Лечебный эффект упражнения заключается в эффекте расширения сосудов благодаря углекислоте, которая из-за отсутствия выдоха задержалась в крови. При следующем вдохе клетки получат больше кислорода, т.к. он сможет пройти по сосудам более свободно. Такая регулярная практика кратковременной задержки дыхания позволяет постепенно увеличивать полезный объем поступающего в организм кислорода.


Для большей ясности того как устроена работа органов дыхания , а также их строение и функции, ниже приведено видео , просмотр которого дополнит вышеизложенную информацию.

Сивакова Елена Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ Ельнинская средняя школа №1им.М.И.Глинки.

Реферат

«Дыхательная система»

План

Введение

I. Эволюция органов дыхания.

II. Дыхательная система. Функции дыхания.

III. Строение органов дыхания.

1. Нос и носовая полость.

2. Носоглотка.

3. Гортань.

4. Дыхательное горло (трахея) и бронхи.

5. Легкие.

6. Диафрагма.

7. Плевра, плевральная полость.

8. Средостение.

IV. Лёгочное кровообращение.

V. Принцип работы дыхания.

1. Газообмен в легких и тканях.

2. Механизмы вдоха и выдоха.

3. Регуляция дыхания.

VI. Гигиена дыхания и профилактика заболеваний органов дыхания.

1. Заражение через воздух.

2. Грипп.

3. Туберкулез.

4. Бронхиальная астма.

5. Действие курения на органы дыхания.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Дыхание - основа самой жизни и здоровья, важнейшая функция и потребность организма, дело, которое никогда не надоедает! Жизнь человека без дыхания невозможна - люди дышат для того, чтобы жить. В процессе дыхания воздух, попадая в легкие, вносит в кровь атмосферный кислород. Выдыхается же углекислый газ - один из конечных продуктов жизнедеятельности клеток.
Чем совершеннее дыхание, тем больше физиологические и энергетические резервы организма и крепче здоровье, дольше жизнь без болезней и лучше ее качество. Приоритетность дыхания для самой жизни ясно и четко видна из давно известного факта - стоит остановить дыхание всего на несколько минут, как жизнь тут же оборвется.
История подарила нам классический пример такого поступка. Древнегреческий философ Диоген Синопский, как гласит история «принял смерть, закусив себе губы зубами и задержавши дыхание». Он совершил этот поступок в возрасте восьмидесяти лет. По тем временам такая продолжительная жизнь была довольно редким явлением.
Человек - это единое целое. Процесс дыхания неразрывно связан с кровообращением, обменом веществ и энергии, кислотно-щелочным балансом в организме, водно-солевым обменом. Установлена взаимосвязь дыхания с такими функциями, как сон, память, эмоциональный тонус, работоспособность и физиологические резервы организма, его приспособительные (иногда говорят - адаптационные) способности. Таким образом, дыхание – одна из важнейших функций регулирования жизнедеятельности человеческого организма.

Плевра, плевральная полость.

Плеврой называют тонкую, гладкую, богатую эластичными волокнами серозную оболочку, которой покрыты легкие. Различают два вида плевры: пристенный или париетальный выстилающий стенки грудной полости, и висцеральный или легочный покрывающий наружную поверхность легких. Вокруг каждого легкого образуется герметически замкнутая плевральная полость , которая содержит небольшое количество плевральной жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, способствует облегчению дыхательных движений легких. В норме плевральная полость заполнена 20-25 мл плеврозной жидкости. Объем жидкости, которая проходит через полость плевры в течение суток, составляет приблизительно 27% от общего объема плазмы крови. Герметичная плевральная полость увлажнена и в ней нет воздуха, и давление в ней отрицательное. Благодаря этому легкие всегда плотно прижаты к стенке грудной полости, и их объем всегда меняется вместе с объемом грудной полости.

Средостение. В состав средостения входят органы, разделяющие левую и правую полости плевры. Сзади средостение ограничено грудными позвонками, спереди - грудной костью. Средостение условно делится на переднее и заднее. К органам переднего средостения относятся главным образом сердце с околосердечной сумкой и начальные участки крупных сосудов. К органам заднего средостения принадлежат пищевод, нисходящая ветвь аорты, грудной лимфатический проток, а также вены, нервы и лимфатические узлы.

IV .Лёгочное кровообращение

С каждым биением сердца обескислороженная кровь перекачивается из правого желудочка сердца в легкие по легочной артерии. После многочисленных артериальных разветвлений кровь протекает через капилляры альвеол (воздушных пузырьков) легкого, где обогащается кислородом. В итоге кровь поступает в одну из четырех легочных вен. Эти вены идут к левому предсердию, откуда кровь перекачивается через сердце в систему кровоснабжения большого круга.

Легочное кровообращение обеспечивает ток крови между сердцем и легкими. В легких кровь получает кислород и выделяет углекислый газ.

Легочное кровообращение . Легкие снабжаются кровью от обоих кругов кровообращения. Но газообмен происходит только в капиллярах малого круга, в то время как сосуды большого круга кровообращения обеспечивают питание легочной ткани. В области капиллярного русла сосуды разных кругов могут анастомозировать между собой, обеспечивая необходимое перераспределение крови между кругами кровообращения.

Сопротивляемость току крови в сосудах легких и давление в них меньше, чем в сосудах большого круга кровообращения, диаметр легочных сосудов больший, а длина их меньшая. Во время вдоха увеличивается приток крови в сосуды легких и вследствие их растяжимости они способны вмещать до 20-25% крови. Поэтому легкие при определенных условиях могут выполнять функцию депо крови. Стенки капилляров легких тонкие, что создает благоприятные условия для газообмена, но при патологии это может привести к их разрыву и легочному кровотечению. Резерв крови в легких имеет большое значение в случаях когда необходима срочная мобилизация дополнительного количества крови для поддержания необходимой величины сердечного выброса, например в начале интенсивной физической работы, когда другие механизмы регуляции кровообращения еще не включились.

V. Принцип работы дыхания

Дыхание является наиболее важной функцией организма, оно обеспечивает поддержание оптимального уровня окислительно-восстановительных процессов в клетках, клеточного (эндогенного) дыхания. В процессе дыхания происходит вентиляция легких и газообмен между клетками организма и атмосферой, осуществляется доставка атмосферного кислорода в клетки, происходит использование его клетками для реакций обмена веществ (окисление молекул). При этом в процессе окисления образуется углекислый газ, который частично используется нашими клетками, а частично выделяется в кровь и затем удаляется через легкие.

В обеспечении процесса дыхания участвуют специализированные органы (нос, легкие, диафрагма, сердце) и клетки (эритроциты - красные клетки крови, содержащие гемоглобин, специальный белок для переноса кислорода, нервные клетки, реагирующие на содержание углекислого газа и кислорода - хеморецепторы кровеносных сосудов и нервные клетки головного мозга, образующие дыхательный центр)

Условно процесс дыхания можно разделить на три основных этапа: внешнее дыхание, транспорт газов (кислорода и углекислого газа) кровью (между легкими и клетками) и тканевое дыхание (окисление различных веществ в клетках).

Внешнее дыхание - газообмен между организмом и окружающим его атмосферным воздухом.

Транспорт газов кровью . Основным переносчиком кислорода является гемоглобин, белок, который находится внутри эритроцитов. С помощью гемоглобина транспортируется также до 20% углекислого газа.

Тканевое или "внутреннее" дыхание . Этот процесс условно можно разделить на два: обмен газов между кровью и тканями, потребление кислорода клетками и выделение углекислого газа (внутриклеточное, эндогенное дыхание).

Функцию дыхания можно охарактеризовать с учетом параметров, с которыми напрямую связано, сопряжено дыхание - содержание кислорода и углекислого газа, показатели вентиляции легких (частота и ритм дыхания, минутный объем дыхания). Очевидно, что и состояние здоровья определяется состоянием функции дыхания, а резервные возможности организма, запас здоровья зависит от резервных возможностей системы дыхания.

Газообмен в легких и тканях

Обмен газов в лёгких происходит благодаря диффузии.

Кровь, которая течет к легким от сердца (венозная), содержит мало кислорода и много углекислого газа; воздух в альвеолах, наоборот, содержит много кислорода и меньше углекислого газа. Вследствие этого через стенки альвеол и капилляров происходит двусторонняя диффузия - кислород переходит в кровь, а углекислый газ поступает из крови в альвеолы. В крови кислород проникает в эритроциты и соединяется с гемоглобином. Кровь, насыщенная кислородом, становится артериальной и по легочным венам поступает в левое предсердие.

У человека обмен газами завершается в несколько секунд, пока кровь проходит через альвеолы легких. Это возможно благодаря огромной поверхности легких, сообщающейся с внешней средой. Общая поверхность альвеол составляет свыше 90 м 3 .

Обмен газов в тканях осуществляется в капиллярах. Через их тонкие стенки кислород поступает из крови в тканевую жидкость и затем в клетки, а углекислота из тканей переходит в кровь. Концентрация кислорода в крови больше, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них.

Концентрация углекислого газа в тканях, где он собирается, выше, чем в крови. Поэтому он переходит в кровь, где связывается химическими соединениями плазмы и отчасти с гемоглобином, транспортируется кровью в легкие и выделяется в атмосферу.

Механизмы вдоха и выдоха

Углекислый газ постоянно поступает из крови в альвеолярный воздух, а кислород поглощается кровью и расходуется, для поддержания газового состава альвеол необходима вентиляция альвеолярного воздуха. Она достигается благодаря дыхательным движениям: чередованию вдоха и выдоха. Сами лёгкие не могут нагнетать или изгонять воздух из своих альвеол. Они лишь пассивно следуют за изменением объема грудной полости. Из-за разности давления, лёгкие всегда прижаты к стенкам грудной клетки и точно следует за изменением ее конфигурации. При вдохе и выдохе лёгочная плевра скользит по пристеночной плевре, повторяя ее форму.

Вдох заключается в том, что диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости, а межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны. Объем грудной полости увеличивается, и лёгкие следуют за этим увеличением, поскольку содержащиеся в лёгких газы прижимают их к пристеночной плевре. Вследствие этого давление внутри лёгочных альвеол падает, и наружный воздух поступает в альвеолы.

Выдох начинается с того, что межреберные мышцы расслабляются. Под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх, поскольку растянутая стенка живота давит на внутренние органы брюшной полости, в они – на диафрагму. Объем грудной полости уменьшается, лёгкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного, и часть его выходит наружу. Все это происходит при спокойном дыхании. При глубоком вдохе и выдохе включаются дополнительные мышцы.

Нервно-гуморальная регуляция дыхания

Регуляция дыхания

Нервная регуляция дыхания . Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Спадение лёгочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох. При задержке дыхания мышцы вдоха и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении. На работу дыхательных центров оказывают влияние и другие центры, в том числе расположенные в коре больших полушарий. Благодаря их влиянию дыхание изменяется при разговоре и пении. Возможно также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений.

Гуморальная регуляция дыхания . При мышечной работе усиливаются процессы окисления. Следовательно, в кровь выделяется больше углекислого газа. Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать, активность центра повышается. Человек начинает глубоко дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется. Если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра тормозится и наступает непроизвольная задержка дыхания. Благодаря нервной и гуморальной регуляции в любых условиях концентрация углекислого газа и кислорода в крови поддерживается на определенном уровне.

VI .Гигиена дыхания и профилактика заболеваний органов дыхания

Необходимость гигиены дыхания очень хорошо и точно выразил

В. В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай чище и чаще
.

Для сохранения здоровья необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в жилых, учебных, общественных и рабочих помещениях, постоянно их проветривать.

Зеленые растения, выращиваемые в помещениях, освобождают воздух от избытка углекислого газа и обогащают его кислородом. На производствах, загрязняющих пылью воздух, используются промышленные фильтры, специализированная вентиляция, люди работают в респираторах - масках с фильтром для воздуха.

Среди болезней, поражающих органы дыхания, есть инфекционные, аллергические, воспалительные. К инфекционным относятся грипп, туберкулез, дифтерия, пневмония и др.; к аллергическим - бронхиальная астма, к воспалительным - трахеит, бронхит, плеврит, которые могут возникнуть при неблагоприятных условиях: переохлаждении, действии сухого воздуха, дыма, различных химических веществ или, как следствие, после инфекционных заболеваний.

1. Заражение через воздух .

Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. Из одной бактерии при температуре +30(С через каждые 30 минут образуются две, при +20(С их деление замедляется в два раза.
Прекращают размножаться микробы при +3 +4(С. В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действует на микробы и солнечные лучи.

Микроорганизмы и пыль задерживаются слизистой оболочкой верхних дыхательных путей и удаляются из них вместе со слизью. Большинство микроорганизмов при этом обезвреживается. Часть микроорганизмов, проникающих в органы дыхания, может вызвать различные заболевания: грипп, туберкулез, ангину, дифтерию и др.

2. Грипп.

Грипп вызывается вирусами. Они микроскопически малы и не имеют клеточного строения. Вирусы гриппа содержаться в слизи, выделяющейся из носа больных людей, в их мокроте и слюне. Во время чихания и кашля больных людей миллионы невидимых глазу капелек, таящих в себе инфекцию, попадают в воздух. Если они проникают в дыхательные органы здорового человека, он может заразиться гриппом. Таким образом, грипп относится к капельным инфекциям. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих.
Эпидемия гриппа, начавшаяся в 1918 году, за полтора года погубила около 2 млн. человеческих жизней. Вирус гриппа меняет свою форму под воздействием лекарств, проявляет чрезвычайную устойчивость.

Грипп распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе и к занятиям. Он опасен своими осложнениями.
При общении с людьми, больными гриппом, нужно прикрывать рот и нос повязкой, сделанной из сложенного вчетверо куска марли. При кашле и чихании прикрывайте рот и нос платком. Этим вы убережете от заражения окружающих.

3. Туберкулез.

Возбудитель туберкулеза - туберкулезная палочка чаще всего поражает легкие. Она может находиться во вдыхаемом воздухе, в капельках мокроты, на посуде, одежде, полотенце и других предметах, которыми пользовался больной.
Туберкулез - не только капельная, но и пылевая инфекция. Раньше его связывали с недостаточным питанием, плохими условиями жизни. Сейчас мощный всплеск туберкулеза связан с общим понижением иммунитета. Ведь туберкулезной палочки, или палочки Коха, всегда было много вовне, как раньше, так и сейчас. Она очень живуча - образует споры и может храниться в пыли десятки лет. А потом воздушным путем попадает в легкие, не вызывая, впрочем, болезни. Отсюда практически у всех сегодня «сомнительная» реакция
Манту. А для развития самой болезни нужен либо непосредственный контакт с больным, либо ослабленный иммунитет, когда палочка начинает «действовать».
В крупных городах сейчас обитает много бомжей и освободившихся из мест заключения - а это настоящий рассадник туберкулеза. К тому же появились новые штаммы туберкулеза, не чувствительные к известным препаратам, клиническая картина смазалась.

4. Бронхиальная астма.

Настоящим бедствием в последнее время стала бронхиальная астма. Астма сегодня очень распространенное заболевание, серьезное, неизлечимое и социально значимое. Астма - это доведенная до абсурда защитная реакция организма. Когда в бронхи попадает вредный газ, возникает рефлекторный спазм, перекрывающий отравляющему веществу вход в легкие. В настоящее время защитная реакция при астме стала возникать на очень многие вещества, и бронхи стали «захлопываться» от самых безобидных запахов. Астма - типично аллергическая болезнь.

5. Действие курения на органы дыхания .

Табачный дым, помимо никотина, содержит около 200 веществ, чрезвычайно вредных для организма, в том числе угарный газ, синильную кислоту, бензпирен, сажу и др. В дыми одной сигареты содержится около 6 ммг. никотина, 1,6 ммг. аммиака, 0,03 ммг. синильной кислоты и др. При курении эти вещества проникают в ротовую полость, верхние дыхательные пути, оседают на их слизистых оболочках и пленке легочных пузырьков, заглатываются со слюной и попадают в желудок. Никотин вреден не только для курящего. Не курящий, длительно находившийся в прокуренном помещении, может серьезно заболеть. Табачный дым и курение чрезвычайно вредны в молодом возрасте.
Имеются прямые доказательства снижения умственных способностей у подростков вследствие курения. Табачный дым вызывает раздражение слизистых оболочек ротовой, носовой полости, дыхательных путей и глаз. Почти у всех курильщиков развивается воспаление дыхательных путей, с которым связан мучительный кашель. Постоянное воспаление снижает защитные свойства слизистых оболочек, т.к. фагоциты не могут очистить легкие от болезнетворных микробов и вредных веществ, поступающих вместе с табачным дымом. Поэтому курильщики часто болеют простудными и инфекционными заболеваниями. Частицы дыма и дегтя оседают на стенках бронхов и легочных пузырьков. Защитные свойства пленки снижаются. Легкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, что уменьшает их жизненную емкость и вентиляцию. В результате этого снабжения организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. У курильщиков гораздо чаще бывают пневмонии и в 25 раз чаще - рак легких.
Самое печальное, что человек, прокуривший
30 лет, а потом бросивший, даже спустя 10 лет не застрахован от рака. В его легких уже произошли необратимые изменения. Бросить курить надо сразу и навсегда, тогда быстро угасает этот условный рефлекс. Важно убедиться во вреде курения и обладать силой воли.

Предупредить заболевания органов дыхания можно самому, придерживаясь некоторых гигиенических требований.

    В период эпидемии инфекционных заболеваний своевременно пройти вакцинацию (противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулезную и др.)

    В этот период не следует посещать многолюдные места (концертные залы, театры и др.)

    Придерживаться правил личной гигиены.

    Проходить диспансеризацию, то есть медицинское обследование.

    Повышать устойчивость организма к инфекционным заболеваниям путем закаливания, витаминного питания.

Заключение


Из всего вышесказанного и осмыслив роль дыхательной системы в нашей жизни можно сделать вывод о ее важности в нашем существовании.
Дыхание – жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма “лишнее” тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.
Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека.

Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.

Список используемой литературы

1. «Детская энциклопедия», изд. «Педагогика», Москва 1975

2. Самусев Р. П. « Атлас анатомии человека» / Р. П. Самусев, В. Я. Липченко. - М., 2002. - 704 с.: ил.

3. «1000+1 совет о дыхании» Л. Смирнова, 2006г.

4. «Физиология человека» под редакцией Г. И. Косицкого – изд М:Медицина, 1985.

5. «Справочник терапевта» под редакцией Ф. И. Комарова – М: Медицина, 1980.

6. «Справочник по медицине» под редакцией Е. Б. Бабский. – М: Медицина, 1985

7. Васильева З. А., Любинская С. М. « Резервы здоровья». - М. Медицина, 1984.
8. Дубровский В. И. «Спортивная медицина: учеб. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям»/3-е изд., доп. - М: ВЛАДОС, 2005.
9. Кочетковская И.Н. «Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику» Патриот, - М.: 1990.
10. Малахов Г. П. «Основы здоровья.» - М.: АСТ: Астрель, 2007.
11. «Биологический энциклопедический словарь.» М. Советская энциклопедия, 1989.

12. Зверев. И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М. Просвещение, 1978.

13. А. М. Цузмер, О. Л. Петришина. «Биология. Человек и его здоровье.» М.

Просвещение, 1994.

14. Т. Сахарчук. От насморка до чахотки. Журнал Крестьянка, №4, 1997.

15. Интернет-ресурсы:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!