Строительный портал - Meerson

Ввс великобритании. Экипажи бомбардировщиков Королевских ВВС Великобритании времён Второй Мировой. Организационная структура ВВС Великобритании

25 апреля 1932 года - Британские и иракские самолёты и войска призваны к действиям, чтобы подавить восстание во главе с шейхом Ахмадом. Устные предупреждения на курдском диалекте, в которых говорится о том, что деревни будут бомбить, выдаются через громкоговоритель, установленный на военно-транспортной службе Виктории. Операция успешно завершается в июне с капитуляцией шейха Ахмада.

Июль 1934 года - Объявлено о крупном расширении RAF, количество эскадрильи внутренней обороны увеличилось с 52 до 75 и довести общую силу первой линии до 128 эскадронов в течение пяти лет.

10 июля 1940 года - начинается первая фаза битвы за Британию .

9-15 декабря 1940 года - Началось британское контрнаступление в Западной пустыне. Комбинированные атаки с воздуха, суши и моря против войск и колонн снабжения вынуждают итальянцев отступать по египетской границе. Во время наступления британские войска захватывают 30 000 итальянских войск.

26 января - 30 марта 1942 года - Японское продвижение по Дальнему Востоку. К концу января RAF и другие союзные войска вышли из Малайи и Сингапура на Суматру . Через две недели противник захватил аэродром Палембанг на Суматре, уничтожив 39 ураганов. К 18 февраля союзники эвакуировались на Яву . Самолёты RAF в этом районе были сокращены. 3 марта войска союзников начали эвакуировать Яву; на следующий день они капитулировали. В Бирме , Японские войска вошли в Янгон 8 марта, вынудив оставшиеся RAF переместиться на север. Наконец, 27 марта японцы начали трёхдневное нападение, заставившее союзников эвакуироваться в Индию .

23 октября - 4 ноября 1942 года - В северо-западной Африке начинается Второе сражение при Эль-Аламейне . Истребители ВВС поддерживают постоянное воздушное патрулирование по аэродромам противника после того, как четырёхдневная бомбардировочная кампания уничтожает большинство противоборствующих сил. С подавляющей силой воздуха союзники неуклонно продвигались на запад через Северную Африку. Во время высадок союзников 8 ноября (Мароккано-алжирская операция) дополнительные боевики прибыли в поддержку и поддержали превосходство в воздухе. Однако в Северо-Западной Африке союзники понесли большие потери, испытывая трудности с отсутствием подходящих аэродромов для работы.

9 сентября 1943 года - Англо-американские войска высаживаются в континентальной Европе в Салерно , Италия .

21 января 1944 года - Немецкое люфтваффе начинает серию тяжёлых нападений на британские цели, включая Лондон .

1 июня 1944 года - Балканские ВВС формируется для поддержки югославских партизан .

31 октября 1956 год - начинается операция «Мушкетёр», Суэцкий кризис .

15 мая 1957 года - Первая британская водородная бомба (Жёлтое солнце) упала около острова Рождества в юго-западной части Тихого океана .

30 июня 1969 года - Ответственность за стратегическое ядерное оружие Британии переходит на подводные лодки и ракеты Polaris Королевского флота .

1 сентября 1969 года - Вывод из Ливии .

9 января 1996 года - последний рейсовый полёт в Сараево под операцией Чешир, осуществлённые RAF.

1 апреля 1996 года - последний штаб RAF на континентальной Европе , в Райндахлене, расформирован.

21 августа 2001 года - Заметили закрытие последней базы RAF в Германии. Решение об удалении всех активов РАФ из Германии было принято в 1996 году в результате Стратегического оборонного обзора. Церемония 15 июня официально завершила непрерывное присутствие RAF в Германии со времён Второй мировой войны .

Октябрь 2001 года - Операции «Веритас» и «Фингал» были начаты против талибов в Афганистане. Этот театр остаётся основным элементом приверженности RAF, теперь под знаменем Operation Herrick и через 904 Expeditionary Air Wing. в Вестминстерском аббатстве было повреждено бомбардировками, а витражи выбиты взрывами, было предложено организовать в нём мемориал погибшим пилотам Королевских ВВС и союзников из Новой Зеландии, Канады, Австралии, Южной Африки, Чехословакии, Польши, Бельгии и США. 10 июля 1947 года мемориал был открыт королём Георгом VI . На новых витражах были изображены эмблемы принимавших участие в Битве за Британию истребительных соединений, девиз ВВС «Per ardua ad astra» (лат. «Через беды - к звёздам»), а также пилоты, преклоняющие колена перед яслями с младенцем Иисусом и распятием, и свидетельствующие воскресение Христа. Впоследствии в восточном крыле часовни были с почестями похоронены главнокомандующий истребительной авиации RAF во время Битвы за Британию барон Хью Касвелл Трименхир Даудинг и «отец британских ВВС» Хью Монтегю Тренчард . С 1944 года в Вестминстерском аббатстве совершаются богослужения в благодарность о победе в воздушном сражении 1940 года .

Английские ВВС уже в ближайшие годы ждет настоящий разгром. Он будет не на полях сражений. Британия просто не в состоянии содержать свой военно-воздушный флот. Двадцать пять лет назад в составе ВВС Великобритании было более 600 самолетов. Сегодня их уже менее 250. К 2020 году это число может сократиться до 150-180 единиц. Причем значительная их часть будет находиться не в боевых частях, а числиться в резерве. Четырехкратное падение численности боевого состава за четверть века. «Феноменальный» результат, требующий объяснения…


К моменту окончания холодной войны ВВС Великобритании насчитывали в своем составе 26 эскадрилий боевой авиации. Королевские ВВС на тот момент были одними из сильнейших в мире (свыше 600 боевых самолетов). К 2010 году в составе ВВС Великобритании осталось 317 боевых самолетов и всего 12 развернутых эскадрилий боевой авиации.

Резкое сокращение военного бюджета страны на 2011 финансовый год стало причиной сокращения численности развернутых эскадрилий до восьми, а количества самолетов - до 250.

Уже к концу 2019 года ВВС спишут последние истребители-бомбардировщики «Торнадо», и численность развернутых боевых эскадрилий сократится до шести. На вооружении пяти из них будут находиться истребители «Тайфун», а шестая к этому времени должна будет иметь на вооружении самолеты F-35, это так и не доведенное до ума дитя американского ВПК.

К этому времени численность боевых самолетов в составе ВВС сократится до 170-180 единиц и королевские военно-воздушные силы по боевым возможностям затеряются где-то в третьем десятке мирового списка.

Как так получилось? Причина проста. Британские генералы выбрали неверную стратегию развития своего военно-воздушного флота, а еще они поставили не на ту иностранную «лошадь»…

Но не стоит забывать и о причинах чисто экономических. Мировой финансовый кризис заставил британских военных затянуть пояса, и в том числе ВВС страны пришлось сокращать программы закупок вооружений.

Но эта причина была не единственной. В конце концов, сокращение в 8-10% не могло иметь таких катастрофических последствий.

Чем были хороши самолеты «Торнадо» для британских ВВС? Стоимостью. И не столько стоимостью самого планера, сколько стоимостью его эксплуатации. Стоимость часа полета одного «Торнадо» был примерно вдвое ниже, чем стоимость часа полета F-35, которые должны прийти им на смену. А если еще добавить и стоимость самого самолета и затраты на замену инфраструктуры на аэродромах базирования, то выходит, что вместо трех «Торнадо» британцы могут содержать один «Лайтнинг-2».

Причем в тех войнах, которые сегодня ведет Великобритания, нет никакой разницы, кто будет бомбить (папуасов).

В 2015 году, когда решался вопрос, сколько Британия купит американских чудо-самолетов, все ожидали сокращение заказа примерно на половину. Но Лондон неожиданно подтвердил планы купить все 138 F-35. При этом было сокращено время нахождения на боевом дежурстве последних самолетов «Торнадо» на пять лет, что и стало главной причиной резкого сокращения числа боевых эскадрилий.

Также не очень сложились дела и у второго основного самолета британских ВВС, «евроистребителя» «Тайфун».

Предполагалось, что он будет очень экономичным. Британские генералы рассчитывали, что час его эксплуатации обойдется казне примерно как час эксплуатации рабочей лошадки ВВС США F-16 (около 20 000 долларов). Но постоянные модернизации и рост стоимости обслуживания ставит «Тайфун» практически в один ряд с F-15 (около 30 000 долларов за час полета). Это дало еще одну пробоину в бюджете ВВС Великобритании, что в конечном итоге привело к сокращению программы закупок истребителя «Тайфун».

Первоначально предполагалось купить 232 машины. Сегодня речь идет о меньшем числе машин. Причем уже с 2025 года ВВС планируют начать заменять первые серии «Тайфунов» на американские F-35.

Исходя из сегодняшних планов закупок самолетов, стоит ожидать некоторого роста численности самолетного парка боевой авиации Королевских ВВС в последующие несколько лет (на 1-2 эскадрильи). То есть королевские ВВС смогут вернуть нынешнюю численность боевых эскадрилий. Правда, если не случится форс-мажора.

Например, если США смогут к этому моменту решить все детские проблемы F-35 и в мире не случится очередного экономического кризиса (о котором уже предупреждают все ведущие экономисты мира).

А если что-то из этого случится, то британские ВВС окончательно превратятся во второсортные. К этому моменту самолеты «Тайфун» начнут устаревать, а заменить их будет уже нечем. Создать новый современный истребитель пятого поколения европейскому консорциуму, судя по всему, уже не по силам, а покупать у американцев будет просто нечего - потому, что ничего «лучшего», чем F-35, они предложить своим союзникам не могут.

К ноябрю 1918 года, концу Первой мировой войны, британские ВВС (RAF— Royal Air Force, независимые военно-воздушные силы как род войск были созданы 1 апреля 1918 года) насчитывали 27 тысяч офицеров и порядка 300 тысяч лётного и наземного персонала (из них — около 32 тысяч женщин). Эти люди обслуживали 188 эскадрилий первого эшелона, 187 тренировочных эскадрилий и некоторые другие части — всего 3300 самолётов и 103 аэростата. Противовоздушную оборону Лондона обеспечивали 11 эскадрилий, 286 зенитных орудий и 387 прожекторов, воздушные командные пункты с радиотелефонами, часть истребителей имела ночные прицелы. В авиапромышленности работало порядка 347 тысяч человек. Однако «война, которая должна была покончить со всеми войнами», закончилась.

Заключение мира привело к стремительному сокращению ВВС: к январю 1920 года были уволены свыше 26 тысяч офицеров и 227 тысяч человек персонала. Из 99 эскадрилий на Западном фронте к концу октября 1919 года осталась… одна. Система ПВО исчезла полностью, включая комплексы связи.

ВВС как самостоятельному роду войск пришлось в буквальном смысле слова бороться за выживание. Хью Тренчард (Hugh Trenchard), глава штаба и с 1927 года маршал Королевских военно-воздушных сил, фактически воссоздал их «из пепла», по выражению Чаза Бойера. Тренчарду пришлось сражаться с конкурентами — армией, флотом, а также гражданскими политиками — за право ВВС быть самостоятельными: после окончания войны денег на всех решительно не хватало.

Существенным козырем ВВС стала возможность использовать их во множестве колониальных конфликтов, которые вела Великобритания в 20-30-е годы прошлого века. Сравнительно небольшое количество самолётов и их экипажей позволяло быстро и дёшево взять под контроль огромные труднодоступные территории.

Так, 25 мая 1919 года тяжёлый бомбардировщик Handley Page V/1500 «Старый картезианец» сбросил на Кабул четыре 51-килограммовые (112-фунтовые) и шестнадцать 10-килограммовых бомб (единственная боевая операция самолётов этого типа), что способствовало завершению третьей англо-афганской войны: тотчас после введения в дело воздушного флота обстановка резко изменилась в пользу англичан. В 1920 году авиация бомбила позиции сторонников «безумного муллы» Мохаммеда Хасана в Сомали и повстанцев в Ираке. Только с июня по декабрь 1920 года в Ираке было сброшено 97,5 т бомб за 4000 часов налёта, при потере 11 самолётов и 9 лётчиков. К 1922 году в Ираке размещалось 8 эскадрилий, которые держали в повиновении громадную страну, крайне враждебно настроенную к англичанам, хотя количество восставших временами превышало 130 тысяч человек.

Тренчард писал, что авиация должна быть превентивной силой. Демонстрация её возможностей должна быть концентрированной и продолжительной, а «наказание» — сильным и длительным. Тренчард приказывал как минимум за сутки до бомбардировки селений сбрасывать листовки с предупреждением. В том же 1922 году авиация подавляла выступления в Южной Африке. Помимо ударных действий, авиация обеспечивала разведку, связь, временами снабжение.

1923 год дал пример переброски войск по воздуху: порядка 300 солдат с пулемётами были перевезены на 100 км, также эвакуировались больные и раненые. В 1929 году самолёты эвакуировали 586 европейских беженцев из Кабула в Индию. ВВС значительно выигрывали у конкурентов по соотношению «цена-эффективность»: в Сомали лётчики сломили сопротивление за две недели, потратив 40-77 тысяч фунтов стерлингов против 6,5 млн фунтов для альтернативной сухопутной операции. Любопытно, что командовал 45-й эскадрильей в Ираке будущий глава бомбардировочного командования Королевских ВВС во Второй мировой войне Артур Харрис.

«Рабочей лошадкой» первых лет послевоенной британской авиации стал тяжёлый двухмоторный бомбардировщик Vickers Vimy. Как и четырёхмоторный Handley Page V/1500, он разрабатывался для Первой мировой войны, но не успел на неё. В мирное время Vickers Vimy поставил целый ряд мировых рекордов и совершил первый успешный перелёт через Атлантический океан — под управлением лётчиков Джона Элкока и Артура Брауна в мае 1919 года. Другими участниками перелётов были разведчики Fairey IIID и летающие лодки Southampton.

Ограничения в финансировании ВВС привели к тому, что даже в 1930 году «в первой линии» продолжали использоваться самолёты конца Первой мировой — De Havilland 9A и Bristol F2B, немало повоевавшие в Индии. Royal Aircraft Factory R.E.8, считавшиеся абсолютно устаревшими ещё в 1918 году, продолжали применяться в Ираке 20-х годов.

Когда в январе 1930 года маршалом ВВС стал Джон Салмонд (John Salmond), RAFнасчитывали 57 эскадрилий, 22 из которых базировались вне Британии, плюс 9 эскадрилий Специального резерва. Четыре года спустя, 1 января 1934 года, ВВС выросли до 90 эскадрилий — 1794 самолётов.

Рост возможностей авиации, особенно военной, вызывал опасения за судьбу Лондона, чья уязвимость с воздуха была доказана ещё в Первой мировой войне. Штаб ВВС доказывал, что потери населения Лондона в первый же день войны составят 20 тысяч человек, а за неделю — 150 тысяч. На фоне многовековой неуязвимости Англии такие выкладки вкупе с множеством книг о воздушном вторжении приводили чуть ли не к истерии. Развитие химического оружия, активное применение авиации в Китае, Эфиопии и Испании только усугубляли опасения. В сентябре-октябре 1935 года из Англии ближе к местам боёв в Эфиопии были секретно переброшены несколько эскадрилий лёгких бомбардировщиков-бипланов Hawker и Fairey.

На воздушном параде 6 июля 1935 года пролетело 356 самолётов из 37 эскадрилий — и все были бипланами, с возрастом моделей от 5 до 15 лет. Необходимость обновления парка самолётов стала очевидной. 6 ноября того же года первый полёт совершил прототип истребителя-моноплана «Харрикейн», а 5 марта 1936 года — прототип ставшего позднее знаменитым «Спитфайра». Если в 1936 году «воздушный бюджет» составил 39 млн фунтов, то в 1938 — уже 111,5 млн. При этом необходимость защиты метрополии приводила к снабжению колониальных частей по остаточному принципу. Так, многоцелевой биплан WestlandWapity, будучи развитием ещё DH 9А, служил в Индии с 1928 по 1940. Только летом 1938 года пилоты начали осваивать цельнометаллический бомбардировщик BlenheimI. К моменту Мюнхенского соглашения RAFимели 149 эскадрилий в первой линии.

Но помимо совершенно новых самолётов требовались ещё и обученные пилоты, инфраструктура и многое другое. Сказывалась политика «тощих лет» 20-х и колебания начала 30-х годов. А на пороге была уже новая война — Вторая мировая.

Автор текста — Евгений Белаш.

Источники:

  • Bowyer, Chaz. RAF Operations 1918-1938. William Kimber & Co. Limited, 1988.
  • Buckley John. Air Power in the Age of Total War. 1999.
  • Omissi David E. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force, 1919-1939. Manchester: Manchester University Press, 1990.
  • Ашмор. Воздушная оборона Англии в мировую войну и в настоящее время. — М.: Воениздат НКО СССР, 1936. С. 128.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2010, стр. 44-53

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Капитан А. ГОЛОВИН

ВВС Великобритании - самостоятельный вид вооруженных сил. Официальное его название -королевские военно-воздушные силы (RAF -Royal Air Force). Днем создания этого вида ВС считается 1 апреля 1918 года, когда были объединены авиационный корпус и морская авиационная служба. Национальные ВВС предназначены для решения широкого круга задач в тесном взаимодействии с сухопутными войсками и военно-морскими силами в составе объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) НАТО как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами или самостоятельно.

В соответствии с доктринальными установками военно-политического руководства основными задачами ВВС в условиях мирного времени являются: противовоздушная оборона национальной территории и объектов ядерного потенциала страны, военно-транспортные перевозки, поиск и спасение терпящих бедствие экипажей воздушных и морских судов, а также участие в миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой международных организаций.

В военное время на ВВС Великобритании возлагаются задачи по завоеванию и удержанию господства в воздухе, оказанию непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведению воздушной разведки и РЭБ, обеспечению ПВО войск и важных объектов на территории страны.

Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с"другими видами вооруженных сил способна оказать решающее воздействие на разгром противостоящего противника. В состав военно-воздушных сил входят также все силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы и радиотехнические средства. Для обеспечения боевых действий всех видов вооруженных сил в них имеется вспомогательная авиация.

Организация и боевой состав. Военно-воздушные силы Великобритании, непосредственное руководство которыми осуществляет начальник штаба ВВС, организационно сведены в авиационное командование. Оно отвечает за готовность соединений и частей ВВС к боевому применению и осуществляет административное руководство 1, 2 и 22-й авиационными группами, воздушными компонентами командований ВС Великобритании на о. Кипр и Фолклендских о-вах, а также отдельным полком ПВО и охраны объектов ВВС.

Общая численность личного состава военно-воздушных сил в мирное время 43 тыс. человек. В ходе мобилизационного развертывания она может быть увеличена до 90 тыс. человек. Формирование новых боевых авиационных подразделений и пополнение авиапарка планируется осуществлять за счет учебно-боевых эскадрилий и резерва самолетов ВВС.

Всего в составе ВВС имеется: 18 эскадрилий самолетов боевой авиации (из них шесть эскадрилий самолетов - носителей ядерного оружия); 16 - самолетов вспомогательной авиации и 10 вертолетных эскадрилий.

На вооружении ВВС находятся: около 600 боевых самолетов, в том числе до 200 в резерве; 450 самолетов вспомогательной авиации, включая 20 резервных;

Организационная структура ВВС Великобритании

два беспилотных летательных аппарата; 130 вертолетов; шесть зенитных ракетных комплексов ближнего действия.

Штаб ВВС (г. Хай-Уиком) включает пять управлений: оперативное, личного состава, разведки и безопасности, взаимодействия, МТО и расквартирования. Руководство ими осуществляет начальник штаба ВВС через своего заместителя.

Самолет ДРЛО и управления E -3 D A WA CS

На вооружении эскадрилий 1-й авиагруппы состоят боевые самолеты следующих типов: штурмовики «Харриер» (модификации GR.7 и GR.9), «Торнадо» GR.4, тактические истребители «Торнадо» F.3 и «Тайфун» F.2, учебные самолеты «Хок» Т.1. Всего в авиационной группе насчитывается 317 самолетов.

2-я авиационная группа вспомогательной и обеспечивающей авиации (штаб в г. Хай-Уиком) имеет в своем составе следующие эскадрильи: две - самоле тов ДРЛО и управления (8 и 23 аэ ДРЛО и управления), одну - самолетов РЭБ (51 аэ РЭБ), одну разведывательную (5 раэ) и три - самолетов базовой патрульной авиации (42, 120 и 201 паэ), авиационную БЛА (39 аэ БЛА), шесть военно-транспортных авиационных (24, 30, 47, 70 таэ, одну -стратегических военно-транспортных самолетов - 99 стаэ и одну - для перевозки руководства страны и вооруженных сил - 32 аэ), а также две транспортно-заправочные авиационные эскадрильи (101 и 216 тзаэ), семь вертолетных (7,18, 27, 28, 33, 78 и 230 вэ), три поисково-спасательные вертолетные (22, 202 вэ ПСС и 203 учбвэ ПСС).

На это формирование возлагаются задачи по выполнению перевозок войск и военных грузов по воздуху, ведению РЭБ, обеспечению дозаправки самолетов топливом в воздухе, ДРЛО воздушных целей и управлению авиацией в воздухе, а также по обеспечению функционирования оперативных органов управления и оповещения системы ПВО Великобритании.

На вооружении 2-й авиагруппы находятся самолеты следующих типов: самолеты ДРЛО и управления E-3D, ТЗС VC.10K3 и VC.10K4, «Тристар» (модификации К.1 и К.С1), тактические ВТС «Геркулес» (модификации C.I, C.3, С.4, С.5), стратегические ВТС С-17А, административные - ВАе 125 СС.З, ВАе 146 СС.2 и А 109, разведывательные - «Сентинел» R.1, самолеты БПА «Ним-род» (модификации R. 1 и MR.2), а также несколько БЛА MQ-9 «Рипер» - всего 117 единиц. Кроме того, на вооружении состоят вертолеты: поисково-спасательные «Си Кинг» HAR.3, транспортно-десантные «Чинук», «Пума» НС. 1 и «Мерлин» НС.З - всего до 100 единиц.

Многоцелевой тактический истребитель «Тайфун» F .2

Штурмовик «Харриер» GR. 7

Штурмовик «Ягуар» GR .3

Аэродромная сеть. На территории Великобритании в настоящее время функционирует около 200 аэродромов различных классов (в том числе 25 с грунтовыми ВПП), 100 из которых пригодны для использования современной авиацией. Большинство из них расположено на юго-востоке и юге страны. В распоряжении командования национальных ВВС имеется до 50 аэродромов, часть из которых постоянно используется для базирования боевой, военно-транспортной и вспомогательной авиации. Для управления воздушным движением в районах аэродромов установлены обзорные радиолокационные станции: AR-1, SR.787, S.511, AN/FPN-47 и AN/CPN-18.

Противовоздушная оборона в стране обеспечивается силами и средствами национальной системы ПВО. Основной ее задачей в мирное время является недопущение нарушений воздушного пространства, а в военное - прикрытие наиболее важных районов, объектов, группировок войск и корабельных группировок. Ответственность за организацию противовоздушной обороны района и состояние сил и средств ПВО возложена на начальника штаба ВВС.

Национальная система ПВО входит в состав зоны «Север» объединенной системы ПВО НАТО в Европе (Британский район ПВО). Он включает территорию и воздушное пространство Великобритании с Фарерскими и Шетландскими о-вами, акваторию пролива Ла-Манш, южной части Норвежского и западной части Северного морей.

В районе ПВО имеется два сектора: 1-й и 2-й, оперативные центры которых расположены в городах Боддам и Нитисхед соответственно. Зона ответственности 1-го сектора охватывает территорию Шотландии и воздушное пространство над прилегающими акваториями Норвежского и Северного морей, а 2-го - центральную и южную части Великобритании и воздушное пространство над прилегающими акваториями Ирландского и Северного морей, а также над проливом Ла-Манш.

Управление силами и средствами ПВО в пределах секторов ПВО осуществляется с их оперативных центров, которые расположены вдали от населенных пунктов и оборудованы подземными пунктами управления. Им подчинены три центра управления и оповещения, а также четыре поста наблюдения и оповещения. На центрах и постах круглосуточно задействуется по одной многофункциональной РЛС (тип 92, AR.320, S.723 «Мартелло»).

Для повышения живучести системы ПВО на территории Великобритании подготовлены пять позиций мобильных постов наблюдения и оповещения(МПНО) ПВО. Две из них (Аустон, Брайтон) находятся в 1-м секторе ПВО и три (Бландестон, Блейкни, Мандсли) - во 2-м. На каждой позиции может быть развернута одна транспортируемая РЛС S.723 «Мартелло» или AR.320. Для их размещения на территории МПНО подготовлены специальные площадки.

При формировании общей картины воздушной обстановки используются также данные, получаемые с находящихся на патрулировании самолетов E-3D системы AWACS из состава 8-й и 23-й авиационных эскадрилий ДРЛО и управления, которые базируются на аэродроме Уоддингтон, а также с радиолокационного поста обнаружения и сопровождения баллистических ракет и космических объектов системы «Бимьюс» в г. Файлингдейлз-Мур космического командования ВВС США. Это позволяет значительно расширить зоны обнаружения воздушных целей.

Основные аэродромы ВВС Великобритании

Истребитель ПВО «Торнадо» КЗ

Самолеты базовой патрульной авиации «Нимрод» R .1

В составе активных сил и средств Британского района ПВО насчитывается шесть ЗРК ближнего действия «Рапира» и 40 истребителей ПВО «Торнадо» F.3. Кроме того, к решению задач ПВО могут привлекаться истребительно-бомбардировочные эскадрильи.

С учетом имеющихся в наличии активных сил и средств ПВО в районе в качестве оптимального реализован принцип объектно-зональной ПВО, в соответствии с которым части истребительной авиации и ЗУР нацелены на перехват и уничтожение воздушного противника в строго определенных районах (зонах ответственности). Силы и средства противовоздушной обороны тесно взаимодействуют с органами и службами системы управления воздушным движением (УВД) Великобритании с целью получения сведений о самолетах, совершающих полеты в контролируемых службами системы УВД секторах.

В состав дежурных сил в каждом секторе ПВО выделяется два истребителя «Торнадо» F.3, которые находятся в 5-15-минутной готовности к вылету.

В мирное время общее руководство системой УВД осуществляет национальная служба воздушного движения. Она объединяет военную и гражданскую службу УВД. Первая отвечает за управление полетами военных самолетов в учебно-тренировочных зонах, районах авиационных полигонов и военных аэродромов, вторая - за УВД на воздушных трассах и в районах аэропортов. В угрожаемый период руководство этой системой передается военным органам управления.

Штаб военной службы УВД, имеющий статус отдела оперативного управления штаба авиационного командования ВВС Великобритании, расположен совместно с администрацией гражданской службы УВД в военном городке Аксбридж (западная часть Лондона). Непосредственное управление движением в воздушном пространстве страны осуществляют два центра УВД: Суонвик и Престуик.

Картина воздушной обстановки для диспетчерских служб центров УВД формируется на основе радиолокационных данных, получаемых от сети радиолокационных постов (РЛП) УВД. На территории Великобритании находится около 30 таких постов. В военное время они могут быть использованы в интересах системы ПВО для расширения зоны обнаружения воздушных целей на малых высотах.

Оперативная и боевая подготовка ВВС Великобритании проводится в ходе комплексных (как по планам НАТО, так и по национальным планам), летно-тактических и командно-штабных учений, проверок боеготовности частей и подразделений, а также повседневной боевой учебы. Она направлена на повышение боеготовности и выучки штабов, органов управления и подразделений всех родов авиации по организации и ведению боевых действий. Особое внимание уделяется отработке задач, которые могут решаться при проведении операций ОВС, ОВВС НАТО на Европейском театре войны, а кроме того, вопросов взаимодействия с ВМС.

Транспортно-заправочный самолет «Тристар»

В процессе боевой подготовки отрабатываются следующие вопросы: перевод авиационных соединений, частей и подразделений с мирного положения на военное и проверка их боевой готовности; взаимодействие при участии в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях; подготовка и ведение (совместно с другими странами НАТО и самостоятельно) воздушных наступательных и оборонительных операций; нанесение ударов в целях изоляции районов боевых действий; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; отражение массированных налетов авиации противника, прикрытие войск и объектов от ударов с воздуха; ведение воздушной разведки; организация управления авиацией, силами и средствами ПВО при решении различных задач в условиях применения ОМП и средств РЭБ; переброска войск, военной техники и грузов на различные ТВД; тыловое обеспечение войск. Согласно сообщениям зарубежных СМИ, ежегодно ВВС проводят около 50 различных мероприятий (20 по национальным планам и до 30 по планам командования НАТО).

Программа летной и тактической подготовки составляется в соответствии со стандартами блока. Отработка вопросов подготовки и ведения воздушных наступательных и оборонительных операций осуществляется в ходе штабных тренировок в составе объединенных ВВС и специальных учений-соревнований. В настоящее время для моделирования сложной воздушной обстановки все шире используются компьютерная техника, специальная аппаратура и тренажеры, позволяющие создавать конкретную обстановку с «реальными» целями, что приводит к значительному сокращению привлекаемых к учениям сил и средств. Таким образом, программа боевой подготовки личного состава ВВС Великобритании охватывает весь спектр решаемых ими задач и позволяет поддерживать боеготовность подразделений на требуемом уровне.

Перспективы строительства национальных ВВС. Строительство британских военно-воздушных сил осуществляется в соответствии с документом «Программа развития вооруженных сил Великобритании на период до 2015 года».

Основной целью проводимых мероприятий является создание меньших по численности и боевому составу, но обладающих большими боевыми возможностями авиационных формирований, способных самостоятельно или во взаимодействии с частями и соединениями сухопутных сил и ВМС решать широкий круг задач на любом ТВД преимущественно в составе многонациональных группировок НАТО и ЕС.

Транспортно-десантный вертолет СН-47 «Чинук»

В связи с этим предпринимаются меры по оптимизации организационно-штатной структуры и системы управления национальными военно-воздушными силами. Так, в 2010 году планируется расформировать отдельный полк ПВО и охраны объектов ВВС и образовать на его базе бригаду охраны объектов ВВС, при этом функции обеспечения противовоздушной обороны авиабаз передать сухопутным войскам.

Подлежат расформированию 43-я и 111-я истребительные авиаэскадрильи (самолеты «Торнадо» F.3) 1-й авиационной группы, а задачи обеспечения противовоздушной обороны Британского района ПВО предполагается возложить на 3-ю и 11-ю истребительные авиаэскадрильи, вооруженные самолетами «Тайфун» F.2.

Руководство ВВС страны считает, что усиление боевой мощи военно-воздушных сил будет осуществляться за счет перевооружения современными типами авиационной техники, модернизации имеющейся техники и оснащения ее высокоточным оружием с большой дальностью поражения. В частности, в 2011 году намечено завершить модернизацию всех тактических истребителей с вертикальным взлетом и посадкой «Харриер» GR.7 в версию GR.9, а также оснащение истребителей «Торнадо» GR.4 подвесными контейнерами с усовершенствованной прицельной системой «Лайтенинг».

Оснащение ударной авиации перспективными высокоточными средствами поражения средней и большой дальности с более эффективными боевыми частями позволит наносить удары по стационарным и мобильным целям без захода в зону действия ПВО, поражая одновременно несколько целей, а также сократить количество расходуемых боеприпасов и состав ударных групп.

Великобритания принимает активное участие в американской программе создания истребителя F-35 JSF (Joint Strike Fighter).

Увеличить возможности по дальности действия тактической авиации британских ВВС планируется за счет применения средств дозаправки в воздухе. С этой целью Великобритания продолжает разработку совместно с Францией, Германией и Испанией нового стратегического транспортно-заправочного самолета A.330-200MRTT. Руководство программой осуществляет объединенный консорциум «Эртэнкер», который должен построить 14 ТЗС для замены имеющегося авиапарка ТЗС национальных ВВС (намечается поставить: в 2011 году - один, в 2012-м - два, в 2013-м - пять, в 2014-м - три, в 2015-м -один и два в 2016 году).

В зарубежных СМИ отмечается, что ощутимый прирост возможностей ВТА следует ожидать после 2011 года с началом массового поступления в войска военно-транспортного самолета А.400М. Предусматривается поставка на вооружение британских ВВС 25 таких машин для поэтапной замены устаревших тактических ВТС С-130 «Геркулес», последние из которых будут находиться в их составе до 2030 года.

Повысить качество обучения летного состава национальных ВВС намечается за счет поступления на вооружение 30 учебно-боевых самолетов «Хок-128» к 2012 году.

Следует отметить, что военное ведомство страны в целях повышения эффективности использования боевой авиации намерено переложить часть разведывательных и ударных задач на БЛА.

Оценка оперативных возможностей авиационных группировок британских ВВС по предназначению и динамика их изменения в ближайшие шесть-восемь лет показывают, что произойдет значительное снижение оперативных возможностей группировки разведывательной авиации ВВС. Это определяет важность закупок к 2012 году 10 многоцелевых БЛА MQ-9 «Рипер» и"разработки собственных перспективных комплексов с разведывательными беспилотными летательными аппаратами.

Совершенствование органов управления силами и средствами разведки будет происходить прежде всего за счет интеграции систем управления, связи, разведки и РЭБ для обеспечения их оперативного и технического взаимодействия (сопряжения), а также стандартизации и унификации параметров технических средств, принятых в НАТО.

Таким образом, боевой состав ВВС Великобритании в период до 2015 года существенно изменится как с количественной, так и с качественной стороны. Основу самолетного парка будут составлять тактические истребители с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Ожидается рост количества БЛА в боевых и разведывательных авиационных частях и соединениях, который будет вызван широким внедрением в авиационную промышленность различных технических разработок на основе новейших технологий.

Тем не менее, несмотря на ожидаемый значительный рост потенциальных боевых возможностей, ВВС Великобритании смогут реализовать их лишь в составе объединенных авиационных группировок НАТО, оставаясь глубоко интегрированными в структуру управления и оперативного обеспечения ОВВС блока.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Это реферат статьи Jon Lake «A moving target», размещенной в октябрьском номере журнала «Combat Aircraft», где автор рассуждает на предмет будущего британской истребительной и ударной авиации. Ряд положений статьи представляют собой несомненный интерес.

Так, автор отмечает, что в 2010 году тогдашний вице-маршал авиации Грег Бегвелл (Greg Bagwell) отмечал, что командование Королевских ВВС рассчитывает иметь в боевом составе пять эскадрилий истребителей Eurofighter Typhoon и одну эскадрилью истребителей F-35В. То есть к 2020 году в составе ВВС будет шесть эскадрилий боевых самолетов. По его словам, в их составе в 2020 году будет числиться 107 истребителей Eurofighter Typhoon серий Tranche 2 и Tranche 3, а также примерно 40 F-35В в единственной эскадрилье увеличенного штата. Автор отмечает, что в тот момент под командованием Бегвелла имелось 12 эскадрилий (три на Typhoon, семь на Tornado и две на Harrier). Впрочем, в том же 2010 году две эскадрильи Tornado и все эскадрильи с Harrier были сокращены. Для сравнения, в 1989 году в Великобритании было 30 истребительных эскадрилий.

На сегодняшний день в составе RAF имеется восемь эскадрилий боевых реактивных самолетов: пять эскадрилий на истребителях Typhoon (105 машин серий Tranche 1 и 2), и три эскадрильи на истребителях-бомбардировщиках Tornado GR4 (общей численностью 87 самолетов), — то есть всего 192 боевых самолета.

В соответствии с сегодняшними планами к 2019 году будут сокращены три эскадрильи с Tornado (87 самолетов), тогда же из эксплуатации будут выведены все оставшиеся 53 истребителя Typhoon Tranche 1. Потеря 140 машин будет частично компенсирована закупкой истребителей Typhoon Tranche 3, c доведением числа истребителей Tranche2/3 до 107, а также небольшого количества F-35В (максимум 20 машин к 2019 году, но вероятнее всего ближе к 14 самолетам). Четыре F-35B были уже заказаны, еще 14 «одобрены» к закупке.

То есть, в лучшем случае, в составе RAF будет не более 127 боевых самолетов, но более вероятно не более 121 – наименьшее число самолетов первой линии с момента создания RAF 1 апреля 1918 года. Этим числом самолетов можно будет укомплектовать не более шести эскадрилий (пять на Typhoon, одну на F-35В). Хотя Великобритания вынашивает планы закупить 138 F-35, мало кто верит в это, даже в долгосрочной перспективе. Хотя военные номера на F-35 были выданы уже несколько лет назад, как представляется, их всего 66, а на сегодняшний день большинство аналитиков и экспертов склоняются к тому, что будет закуплено не более 48 F-35. То есть общее число боевых самолетов в RAF составит 155. При этом F-35B вряд ли станет полностью боеготовым ранее 2023 года, когда Великобритания рассчитывает объявить его полностью готовым к операциям с наземных аэродромов и морских платформ [авианосцев типа CVF].

«Combat Aircraft» провел неформальный опрос среди действующего и бывшего персонала Королевских ВВС, который показал, что пять эскадрилий это самый минимум, оптимальным было бы иметь восемь эскадрилий.

Автор полагает, что могут иметь место дискуссии относительно необходимости выведения из эксплуатации истребителей Typhoon Tranche 1, которые к тому моменту выработают только треть назначенного ресурса. Их сохранение позволит иметь шесть, или даже семь эскадрилий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!