Строительный портал - Meerson

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы). Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда Опыт работы учителя логопеда в доу темы


Могрицкая В.М.,
учитель-логопед МБДОУ № 49 г. Амурска

На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО главной особенностью организации образовательной деятельности является уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.

Учитывая выше перечисленное, возникает вопрос — за счет чего можно повысить эффективность процесса обучения в коррекционной группе? Чтобы действительно канули «в лета» жестко регламентированные занятия. Как правильно организовать специфическую детскую деятельность, подразумевающую их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации? Но при этом процесс обучения должен остаться!

Требования ФГОС основаны на трудах отечественных ученых, педагогов, которые в разное время обращались к детской игре, как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.И. Сорокина, Н.Я. Михайленко, Р.И. Жуковской, P.C. Буре и других.

Изучение данных источников позволило мне сделать вывод, что, игра имеет большое значение в развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, большой опыт в этом получают в песочнице, игры с песком являются свободными: дети как хотят, что хотят строят, перестраивают, фантазируют. Педагогическая же практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего можно сделать традиционную методику по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) более интересной, увлекательной, продуктивной.

Цель работы :
Формирование фонематических процессов у детей с ОНР на основе активного использования игр с песком.

Задачи :
1.Создать содержательно-насыщенную среду для реализации продуктивной, увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности педагога с детьми в процессе формирования фонематических процессов;
2.Разработать и внедрить разнообразные задания, игры с песком для последовательной работы по формированию фонематических процессов у воспитанников;
3.Повысить результативность процесса обучения посредством использования игр с песком, которые способствуют не только формированию фонематических процессов у воспитанников, но и развитию познавательно-исследовательской деятельности, игровой и творческой активности;
4.Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества воспитанников во время индивидуальной и подгрупповой работы, тем самым совершенствуя навыки позитивной коммуникации.

Для более эффективной работы с детьми на первоначальном этапе важно было организовать образовательное пространство, с разнообразным оборудованием для песка, которое будет соответствовать принципам ФГОС ДО: информативности, доступности, вариативности, полифункциональности – и обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, поможет им в самовыражении. С этой целью было изготовлено по собственному проекту оборудование:

«Веселые человечки»




Данное оборудование имеет ряд преимуществ перед фабричным: оно переносное, легкое, ребенок может в любое время индивидуально работать с ним в любой части групповой комнаты.
Фонематические процессы включают в себя развитие фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений. Работу по совершенствованию этих процессов включаю в каждое занятие.

Для того, чтобы показать как игры с песком и созданное оборудование
усиливают мотивацию к выполнению задания, за счет чего вызывается интерес к овладению детьми фонематическими процессами, приведу пример: занятие по теме «Звук Ф» в коррекционной группе».

На организационном этапе заинтересовываю детей с помощью игровой мотивации – «Верни ежику его звук». Отправляемся в путь, предлагаю «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (пальчиковая гимнастика). Это способствует развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений.

Начинаем работу по совершенствованию фонематического анализа. В первую очередь нужно определить, какой мы ищем звук. Предлагаю детям подойти к «Световым коробам» — это контейнер большого размера матовый, где роль экрана играет крышка с бортиками, в качестве света использую фонари, крышка покрыта песком. Они придают таинственность, тем самым вызывают у детей желание разгадать эту тайну. Задаю вопрос: «Как узнать, что спрятано под песком, не дотрагиваясь до него?». При этом в виде подсказки предлагаю детям разнообразные предметы: палочку, трубочку, камень, веревочку и т.д.

Воспитанники путем рассуждения приходят к выводу, что сухой песок легкий, его можно сдуть через трубочку. Сдувают, тем самым вырабатывают правильный выдох. На дне находят силуэт предметов: фонарь, фартук, флаг. Проговаривая вслух эти слова, дети находят повторяющийся в них звук «Ф». Спрашиваю: «Как вы думаете, почему ежик потерял именно этот звук?» Отвечают, что ежики фыркают. Произносят звук, подражая ежам, даем характеристику звука — он согласный, твердый, глухой.
Далее детям предлагается превратить эти предметы в объемные, то есть сделать налеп на силуэте. Пробуют из сухого песка, он рассыпается, и контур становится размытый. Приходят к мысли, что нужно намочить песок, тогда он склеится и можно вылепить предмет. Каждый ребенок делает практическое действие. На данном этапе воспитанники усваивают систему научных понятий, приобретают экспериментальные способы познания окружающей действительности, что позволяет ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, развивают его интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Переходим к определению наличия или отсутствия звука из ряда других звуков при помощи «Веселых человечков», которые представляют собой латексный шар наполненный песком, благодаря чему, он может принимать разную форму. Даю детям задание: когда они услышат звук «Ф», слепить улыбку, когда звука нет – грусть (опущены уголки губ). Так с помощью мимики передают эмоции «человечков» и одновременно развивают слуховую память.

Обучаю воспитанников навыку синтеза слога. Выставляю «человечков» парами, (первый синий рядом красный с условным обозначением звука «А», в виде рта — большого круга). Ребенок соединяет звуки и получает слог «ФА». Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками.

В следующей части занятия, учимся выделять позицию звука в слове. Детям предлагаю игру «Цветовые параллели», которая представляет собой 16 ячеек основных цветов, каждая ячейка заполнена наполовину песком. Воспитанники делятся на пары, им выдается план-схема, в которой с помощью условных обозначений указано, где находятся предметы. Ребята договариваются, кто читает схему (например, первый предмет находится в желтом ряду, во второй сверху ячейке и т.д.), а кто с помощью кисточки находит предметы. Далее пары определяют и проговаривают, где спрятался звук. Предметы расселяют в разные секции песочного стола: в правой располагают предметы со звуком в начале слова, в левой – в конце слова. Тем самым воспитываю умение чувствовать своего партнёра, развиваю навыки сотрудничества, обеспечиваю способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. На данном отрезке параллельно идет развитие пространственных представлений, чем повышаю результативность и качество деятельности (продуктивно-творческой, познавательной).

Заключительный этап направлен на развитие фонематических представлений: придумайте слова с любимым звуком ежика, нарисуйте эти предметы на «Световом коробе», чтобы еж обрадовался. С помощью рисования на песке развиваю у дошкольников сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал.

В целом, игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает их прекрасным средством для развития ребенка.
Развитие фонематических процессов у детей с ОНР.

Из диаграммы видно, что данный метод работы дают высокие результаты.

Таким образом, применение игр с песком, становятся важным условием саморазвития и самоутверждения воспитанников, так как воспринимаются ими как игровая деятельность. Ценно то, что и в самостоятельных играх дети включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального мышления и интеллекта. Данный метод даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Логопеду
Название: Опыт работы учителя-логопеда «Использование игр с песком для формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи»


Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ № 49
Месторасположение: г. Амурск, Амурский район, Хабаровский край

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 п. Адамовка

передовой педагогический опыт работы учителя – логопе да

I квалификационной категории

Макаровой Натальи Викторовны

«Радоваться даже маленьким достижениям,

стремиться к совершенству,

потому что у него нет предела».

Макарова Наталья Викторовна работает учителем-логопедом 9 лет, имеет первую квалификационную категорию. С 2005 года является постоянным участником районной психолого-медико-педагогической комиссии, организованной с целью выявления детей и подростков с отклонениями в развитии, проведения диагностического обследования несовершеннолетних и разработки рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания .

В 2009 году обобщила свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста». В течение трех последних лет активно внедряю его в свою практическую деятельность.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования устной и письменной речи. Развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с 6 месяцев до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту.

Мы часто замечаем, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы формируем у ребенка одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

Целью данной работы является раскрытие актуальности использования различных методов и приемов для совершенствования развития пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста, показать значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму.

В результате достижения заявленной цели решается ряд задач:

Укрепление психологической базы ребенка.

Расширение и обогащение речевого опыта ребенка.

Развитие переключаемости с одного движения на другое.

Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.

Развитие сенсорно – перцептивной сферы.

Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики.

Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания.

Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии.

Работа по обобщению опыта позволила создать многообразие дидактических игр на развитие мелкой моторики и профилактики дисграфии, которые может использовать не только педагог на занятиях в детском саду, но и родители дома. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных игр и упражнений позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое мышление, творческие способности. Предлагаемые задания постепенно усложняются, и дети составляют фигуры сначала по образцу, затем – по замыслу. Некоторые задания сопровождаются стихами (запомни, повтори…) и загадками (отгадай…).

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Работа по обобщению педагогического опыта позволила заинтересовать не только педагогов, но и родителей проблемой недостаточного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а впоследствии, в школьном возрасте, с появлением дисграфии.

Инновационность данного опыта состоит в том, что введение наглядных моделей в процесс обучения позволит логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, развивать общую и мелкую моторику рук, составлять рассказ. При работе с данным материалом учитывается степень и тяжесть речевого дефекта, уровень индивидуального развития каждого ребенка-логопата, возрастные особенности детей дошкольного возраста, учет речевого окружения.

Для определения основных путей развития и совершенствования мелкой моторики как одного из направлений по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста мною была проведена диагностика среди детей на определение предрасположенности к дисграфии, тест на выявление уровня выносливости и быстроты мышц кисти рук, диагностика оценки уровня развития речи; тест на определение рукости ребенка, диагностика пространственного восприятия и конструктивного праксиса с использованием кубиков Кооса, анкетирование родителей, ряд консультаций для педагогов ДОУ и родителей. По результатам вышеперечисленной работы были разработаны игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов ДОУ, педагогов школ и родителей.

Основные пути развития и совершенствования мелкой мо торики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в корр екционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

Пассивная гимнастика (массаж и самомассаж)

Активная гимнастика (всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки).

Пальчиковая и сопряженная гимнастика (статические, динамические упражнения. Цель сопряженной гимнастики – привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев и губ; научить управлению этими движениями. В сопряженной гимнастике предлагаются также упражнения для одновременной работы пальцев и языка).

Пальчи ковый театр и пальчиковый театр теней (Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат).

Графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами (Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей, конструирование).

Физкультминутки в соче тании с пальчиковой гимнастикой (Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта).

Логоритмика (Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром).

Подготовка руки к письму . Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Тест на развитие графического навыка.

Развитие графического навыка (графический диктант, рисование линий: прямые и фигурные дорожки, рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам, выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуально-подгрупповые формы работы.

Представленный опыт рабо ты, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей старшего дошкольного возраста.

Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики как одного из направлений профилактики письменной речи в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. У детей:

Формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;

Развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;

У детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;

Развивается мышечная активность;

Развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга

Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использование изолированного движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки».

Совет родителям и педагогам , работающим с ребенком:

Старайтесь учитывать его индивидуальные особенности, б ыть терпеливыми и добрыми, помо гайте преодолеть неизбежно возникшие трудности, не делая из ни х трагедии, то есть просто научитесь его понимать!

Альбина Зарипова
Обобщение опыта работы учителей-логопедов с родителями в ДОУ

Обобщение опыта работы с родителями учителей-логопедов

в МБДОУ»Ромашка»г. Буинска РТ.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос дошкольников : некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо. Воспитатель, учитель -логопед обращают внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учат детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

В настоящее время в МБДОУ "Ромашка" много детей с нарушениями речи. Многое зависит от работы логопедов детского сада. В нашем детском саду работают два учителя- логопеда : Зарипова А. И. и Мартьянова О. А. Вся логопедическая работа в МБДОУ "Ромашка" направлена на формирование правильной речи у ребенка :

Подготовка артикуляционного аппарата к работе ;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие мелкой моторики рук;

Постановка звуков;

Автоматизация звуков;

Дифференциация звуков;

Формирование слоговой структуры слов;

Обогащение и активизация словаря;

-работа над грамматическим строем речи;

Формирование связной речи;

Формирование психологической базы речи.

Мы работаем в тесной взаимосвязи с родителями . Родители работают над формированием правильного звукопроизношения, а мы работаем по исправлению звукопроизношения. Цель нашей взаимосвязанной работы с родителями - это правильное произношение всех звуков у детей и подготовка их для успешного обучения в школе.

Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их детей те или иные речевые нарушения. Другие родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.

В начале учебного года мы учителя -логопеды обследуем речь детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведениях о родителях ребенка . Стараемся знакомиться с родителями детей , которые будут у нас заниматься.

Из первой беседы выясняем условия воспитания ребенка в семье, особенности развития, его увлечения, интересы. Так же интересуемся тревогами родителей , их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Это настраивает и привлекает родителей на совместную работу . Мы объясняем, какую помощь мы ждем от них в исправлении звукопроизношения.

Совместная работа логопедов с родителями в нашем детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах :

Индивидуальные беседы и консультации

Памятки

Анкетирование

Тестирование

Родительские собрания

Пятиминутки

Семинары-практикумы

Круглые столы

Открытые занятия

Домашние задания

Информационный стенд

Родительские уголки

Папки - передвижки

Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием нашей работы наблюдением за своим ребенком родители приглашаются на открытые индивидуальные и фронтальные логопедические занятия. Такая форма работы позволяет родителям : контролировать ход логопедической работы , видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общеобразовательные учреждения.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый , совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому считаем, что родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешать.

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя -логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь мы заполняем два раза в неделю, для того, чтобы родители могли с ребенком закрепить пройденный материал. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук. Эта форма работы позволяет нам так же вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.

С 2003 года в МБДОУ «Ромашка» проводятся логоритмические занятия. Эти занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (обшеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Значимость работы с родителями трудно переоценить . Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей . Работа с детьми , имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны учителей-логопедов и родителей .

Выстраивать работу с семьей надо на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель -логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей . Мы планируем и координируем совместную работу , определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем) .

Основные задачи в работе с родителями :

Устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

Оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы .

Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется нами учителями- логопедами , прежде всего в тесном контакте с родителями .

Логопедические занятия помогают детям справиться со своими проблема в произношении, а родителей логопед снабжает всей необходимой информацией и домашними практическими заданиями, которые помогают ребенку в домашних условиях сориентироваться в своих ошибках и понять, как правильно необходимо говорить. Все это дает хороший результат в нашей работе .

Использованная литература :

1. Бурлакова М. К. «Советы логопеда» , В. Секачёв, М., 2001г.

2. Максаков Александр, «Развитие правильной речи ребёнка в семье» , Издательство : «Мозаика-Синтез» , 2008г.

3. Л. С. Волкова Логопедия. - М., 1989.

4. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) .

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи - Просвещение М. ,2010.

Учителя-логопеды : Зарипова Альбина Ильгизаровна 1 квалификационной категории, Мартьянова Ольга Алексеевна 1 квалификационной категории.

Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Группой учителей-логопедов ДОУ города Перми в рамках работы проблемной группы при МБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения" города Перми была предпринята попытка собрать положительный опыт по данному вопросу разных учреждений. Я хочу проанализировать и представить обобщенный опыт работы данной группы.

Цель : выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

  1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
  3. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
    в коррекционно-развивающей работе.
  4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

  1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
  2. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
  3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей.
  4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей

Теоретическая основа и практический материал представлен в пособии Михеевой И. А. и соавторов "Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда". Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов; большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.

Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Воспитатель Учитель-логопед
Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:
  • в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные
  • в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,
  • - "таблицах взаимодействия", где отражен уровень развития структурных компонентов речи;
  • - в "Листах учета результатов обследования детей", в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Коррекционная работа

Воспитатель Логопед
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Профилактическая работа

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике

1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу - схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов "Логопедическая тропинка" и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

  • Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: совмещение программы " Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)" Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
  • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
  • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
  • отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
  • невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизуновой "Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ". В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно-методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.

Практикующими учителями-логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
  • исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
  • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Воспитатель Логопед
Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.
Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Проводит основную словарную работу
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей.

На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно-развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.
Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться .

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей.

Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.
Формирует технические и изобразительные навыки На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю д ля закрепления.
Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.
Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем.
Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;
  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;
  • контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;
  • при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.
На фронтальных занятиях формулирует темы;
  • отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
  • обучает элементам грамоты,
  • одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Функционал логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формы взаимодействия

Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 - 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

Список литературы:

  1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.
  2. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В.
  3. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия:

Обобщение опыта работы учителя логопеда по теме:

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида c использованием компьютерных технологий ».

Цель: выявить особенности использования компьютерных технологий в коррекции дисграфии.

Условия возникновения проблемы, становления опыта.

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

В последнее десятилетие наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса;

Усложнение дефектов речи .

Соответственно значимость логопеда в учебной деятельности становится все больше, при этом роль его качественно меняется.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня развития и структурой речевого дефекта.

Нарушения речи у данных детей с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У умственно отсталых детей дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе VIII вида и ставит перед ним задачу поиска новых методических приемов работы.

В своей работе при коррекции дисграфии у учащихся я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы.

Под дисграфией (графо - пишу, дис - расстройство) понимается специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!