Строительный портал - Meerson

Платят ли казенные учреждения госпошлину. Освобождение от уплаты госпошлины бюджетного учреждения за регистрацию договора аренды. Особенности госпошлины за регистрацию договора аренды

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Вопрос:

Об освобождении казенных учреждений от уплаты госпошлины.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе и за государственную регистрацию транспортных средств, и сообщает следующее.

В силу Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных данного Кодекса.

Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно статье 112 Конституции Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

В связи с этим освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленных главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса, в том числе и за государственную регистрацию транспортных средств, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации учреждений не предусмотрено.

Вместе с тем по вопросу освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии с Кодекса учреждений и организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, органов военного управления Минобороны России, учреждений, предназначенных для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности, необходимо иметь в виду следующее.

В силу пунктов 1 , 6 и 15 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 (далее - Положение), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел ( пункт 6 Положения).

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

С учетом изложенного вышеуказанные учреждения и организации, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, должны освобождаться от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.

Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

На основании статьи 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8), разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственным органам, имеющим льготы по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.

Согласно пункту 2 Постановления N 8 к органам военного управления относятся Минобороны России, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" к органам федеральной службы безопасности относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Поэтому на предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, должны распространяться положения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.

В связи с изложенным при рассмотрении вопросов, связанных с освобождением федеральных государственных казенных учреждений, созданных для обеспечения деятельности государственных органов, полагаем учитывать действующие правовые акты, в рамках которых определяется статус указанных учреждений.

Заместитель директора

Департамента налоговой

Если договор заключается не самим арендатором или не самим собственником, то необходимо наличие доверенности. Её реквизиты также нужно указать:

  1. Размер арендной платы. Она устанавливается по соглашению сторон.
  2. Объект аренды. В данном случае, это нежилое помещение.

Собственник помещения должен указать следующую информацию об объекте договора: Кроме этих обязательных пунктов, стороны должны указать:

  • срок, на который заключается договор;
  • обязанности сторон;
  • ответственность сторон за нарушения условий договора;
  • порядок расторжения и изменения условий договора;
  • порядок осуществления расчётов. К договору аренды можно приложить график осуществления платежей.

Плательщики Плательщиками по договору аренды нежилого помещения выступают арендаторы или их представители.

Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости

Внимание

Поэтому в случае если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то размер государственной пошлины за государственную регистрацию данного договора аренды зависит от правового статуса обращающейся стороны (физическое лицо или организация). Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Особенности госпошлины за регистрацию договора аренды

Поскольку услуги не были оказаны в установленные договором сроки и ОАО «Строймонтаж» заявило о полном прекращении работ, бюджетное учреждение приняло решение потребовать в судебном порядке возврата выплаченной суммы. В исковом заявлении также указана сумма штрафных санкций в отношении строительной организации — 15 000 руб.
Какова сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет? Требование возврата денежных средств бюджетным учреждением носит имущественный характер. При этом в цену иска следует включить сумму штрафа за нарушение условий договора (пп.
2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Общая стоимость иска: 60 000 руб. + 15 000 руб. = 75 000 руб. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается на основе пп.
1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. — 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб. Сумма налога составит: 2000 руб.

Какая госпошлина за регистрацию договора аренды нежилого помещения в 2018 году

Указанное обстоятельство предполагает возврат государственной пошлины в размере уплаченной суммы (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Органы и должностные лица представляют в налоговые органы всю необходимую информацию о совершении ими юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц в целях обеспечения правильности и прозрачности порядка уплаты государственной пошлины.

Важно

Порядок информационного обмена определяется Министерством финансов РФ (ст. 333.42 НК РФ). Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют контроль за правильностью фискальных процедур в отношении государственной пошлины.

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред.

от 01.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008).
  • Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.05.2007); (часть 2) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008; с изм.
  • Кто освобождается от уплаты государственной пошлины?

    Через 10 суток все мероприятия по изменению статуса договорных отношений будут изменены, ему присваивается уникальный идентификационный номер для облегчения поиска необходимых сведений. Заявители получают каждый свой экземпляр с отметкой службы Росреестра с присвоенным порядковым номером прохождения регистрационных действий и даты изменения основных арендных договоренностей по условиям дополнительных соглашений.
    Для юридического лица Сделки по арендным правоотношениям распространены между юридическими лицами, в большинстве случаев оформляются договорные отношения на такие объекты прав: Если владельцем имущества объекты передаются сроком, превышающим 1 год, то все правоотношения подлежат обязательному прохождению процедуры регистрации.

    Уплата государственной пошлины бюджетными организациями

    Инфо

    Департамента, в случае обращения органа государственной власти или органа местного самоуправления с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления, который на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного действия. В случае одновременного обращения при совершении указанного юридически значимого действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, освобожденного от уплаты государственной пошлины, и арендаторов на основании пункта 2 статьи 333.18 НК РФ размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

    Если оплата проводится через платежные терминалы, расположенные в подразделении, следует внимательно вводить требуемую информацию – данные о КПП, ИНН, название банковской структуры, его БИК, номер корреспондентского счета и тип платежной операции. После получения чека следует обратиться к кассиру и попросить поставить печать структуры, где и осуществлялся платеж. Все сведения практически моментально передаются в единую систему информации, поэтому сотрудник Росреестра может в режиме онлайн провести проверку платежа. Поэтому саму квитанцию можно не предоставлять регистратору при подаче всех документов.
    Но в любом случае чек следует сохранить, если вдруг система даст сбой и проверить прохождение оплаты в режиме реального времени станет невозможным, имен он будет являться главным подтверждением.

    Росреестра;

    • через любые платежные терминалы Сбербанка по реквизитам квитанции;
    • посредством онлайн-банкингов.

    Подтверждением оплаты будет квитанция, выданная кассиром или терминалом. Если расчеты проводятся в безналичной форме, то банк выдает платежное поручение.

    Бланк квитанции по оплате государственного сбора по проведению регистрационных действий с договором аренды имеет свои установленные реквизиты:

    • сведения о лице, проводящего платеж (физическое или юридическое) и его финансовой структуре;
    • личные и паспортные данные;
    • тип услуги, за который проводится оплата;
    • сумма указывается прописью и цифрами;
    • личная подпись плательщики и дата совершения платежной операции.

    После проведения оплаты на руки выдается кассовый чек, что будет служить подтверждением финансовой платежной операции.
    Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе. На основании пунктов 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщик сбора (государственной пошлины) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (государственной пошлины).
    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 января 2004 г.
    В свою очередь, арендатором нежилого помещения может быть:

    1. Физическое лицо.
    2. Юридическое лицо.
    3. Индивидуальный предприниматель.

    Законные основания Порядок заключения договора аренду нежилого помещения, а также его существенные и дополнительные условия регулируются главой 34 ГК РФ. Порядок установления государственной пошлины за регистрацию договора аренды нежилого помещения, а также её размер и наличие льгот, установлены главой 25. 3

    НК РФ. Как уже упоминалось, в ст. 609 ГК РФ сказано, что если предметом договора аренды является объект недвижимости, в данном случае, это нежилое помещение, то необходимо обязательная государственная регистрация в органах Росреестра. Если предметом договора является здание или сооружение, то договор аренды подлежит государственной регистрации, если он заключён на срок год и более.

    Об этом говорится в ст. 651 ГК РФ.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 апреля 2016 г. N 03-05-04-03/22348 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения ФГКУ от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, определенных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в соответствии со статьями 333.35 — 333.38 Кодекса, и сообщает следующее. В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 данного Кодекса. На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, арбитражными судами в качестве истцов мировыми судьями, арбитражными судами в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Согласно пункту 1 статьи 333.38 Кодекса от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом. Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в том числе и освобождение от уплаты государственной пошлины, предусмотренное подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса и пунктом 1 статьи 333.38 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Согласно статье 112 Конституции Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, согласно которой учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти. Законодательством Российской Федерации установлено, что федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения. На основании статьи 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения. В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "
    О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее — Постановление N 8), разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственным органам, имеющим льготы по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса и пунктом 1 статьи 333.38 Кодекса. Согласно пункту 2 Постановления N 8 к органам военного управления относятся Минобороны России, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Учитывая, что ФГКУ создан в форме федерального казенного военного учреждения и, соответственно, не является органом военного управления, относящимся к государственному органу, то, по нашему мнению, положения, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса и пунктом 1 статьи 333.38 Кодекса, на него не распространяются. Вместе с тем обращаем внимание, что в судебной практике отражена и иная позиция, согласно которой если полномочиями федерального органа исполнительной власти как органа государственной власти также наделяются и государственное учреждение, и воинские части, и профсоюзная организация, то они освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2015 г. N 75-АПГ14-8, Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 203-КГ15-6, Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 207-КГ15-6). Кроме того, в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 303-ЭС16-3180).

    Об освобождении от уплаты госпошлины федерального казенного военного учреждения

    "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2008, N 15

    Государственная пошлина определена налоговым законодательством в качестве сбора, взимаемого за определенные юридически значимые действия налогоплательщика. Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%, за исключением пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ, далее - БК РФ). Данные об исполнении бюджетов свидетельствуют о некотором возрастании доли этого сбора в доходах региональных бюджетов. Удельный вес государственной пошлины и других сборов в доходах бюджетов субъектов Федерации составил 0,04% в 2006 г. и 0,05% в 2007 г. В структуре местных бюджетов на долю этих доходов приходилось 0,6% в 2006 г. и 0,5% в 2007 г. .

    Бюджетные организации при осуществлении своей деятельности выступают плательщиками государственной пошлины в случае обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении этих организаций юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. В ст. 333.17 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) отмечено, что плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица. Однако НК РФ предусматривает ситуации, когда бюджетные организации освобождаются от обязанности уплаты данного сбора. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, сбор уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований (пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

    Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены ст. 333.18 НК РФ. Следует подчеркнуть, что сроки уплаты сбора дифференцированы в зависимости от субъекта, в адрес которого обратилась организация, а также в зависимости от содержания обращения:

    • при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
    • ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
    • при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
    • при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);
    • при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
    • при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов - не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение.

    На практике может возникнуть ситуация, когда за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы. При данных обстоятельствах государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер сбора уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

    Уплата сбора осуществляется по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. В соответствии с налоговым законодательством уплата государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты пошлины в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

    Исковые заявления, направляемые в арбитражные суды, могут иметь имущественный или неимущественный характер. Это определяет размеры пошлины, установленные ст. 333.21 НК РФ. Кодекс предусматривает также ряд статей, регулирующих размер государственной пошлины в зависимости от особенностей осуществления юридически значимых действий. Так, в частности, ст. ст. 333.19, 333.23 НК РФ определены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. При совершении нотариальных действий пошлина уплачивается по следующим ставкам (ст. 333.24 НК РФ):

    • за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
    • за удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;
    • за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, - 200 руб.;
    • за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены, - 500 руб.;
    • за удостоверение договоров уступки требования по договору об ипотеке жилого помещения, а также по кредитному договору и договору займа, обеспеченному ипотекой жилого помещения, - 300 руб.;
    • за удостоверение договоров поручительства - 0,5% суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 руб. и не более 20 000 руб. и т.д.

    Специальные нормы предусмотрены для определения ставок пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы; за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

    Необходимо отметить, что на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату, учитывая имущественное положение плательщика. Арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ обладают аналогичным правом (п. 2 ст. 333.22 НК РФ и п. 3 ст. 333.23 НК РФ).

    Прокомментируем применение рассмотренных норм примерами.

    Пример 1 . Федеральное государственное унитарное предприятие "Вертикаль" обратилось к нотариусу с целью удостоверения копий учредительных документов, удостоверения сделки, предмет которой не подлежит оценке. Каковы особенности расчета с бюджетом по налоговым платежам?

    Так как указанное предприятие, очевидно, относится к категории предприятий, полностью финансируемых из федерального бюджета, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, оно освобождено от уплаты государственной пошлины.

    Пример 2 . Детский сад, финансируемый из средств бюджета муниципального образования, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "Строймонтаж" о взыскании денежных средств в размере 60 000 руб., перечисленных в форме аванса организации-исполнителю по договору оказания услуг проведения капитального ремонта здания детского сада. Поскольку услуги не были оказаны в установленные договором сроки и ОАО "Строймонтаж" заявило о полном прекращении работ, бюджетное учреждение приняло решение потребовать в судебном порядке возврата выплаченной суммы. В исковом заявлении также указана сумма штрафных санкций в отношении строительной организации - 15 000 руб. Какова сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет?

    Требование возврата денежных средств бюджетным учреждением носит имущественный характер. При этом в цену иска следует включить сумму штрафа за нарушение условий договора (пп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Общая стоимость иска: 60 000 руб. + 15 000 руб. = 75 000 руб. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается на основе пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. - 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.

    Сумма налога составит: 2000 руб. + 0,03 x (75 000 - 50 000) = 2750 руб.

    Пример 3 . Кинотеатр "Семейное кино", учредителем которого являются органы власти субъекта Федерации, в марте текущего года подал заявление о повторной выдаче копий решений арбитражного суда по делам, рассмотренным в январе текущего года, и дубликата исполнительного листа. Общее количество страниц документов - 17. Какова сумма государственной пошлины, рассчитанной и уплаченной налогоплательщиком?

    Осуществление указанных юридически значимых действий облагается по ставке пошлины, установленной пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб. Сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет: 17 x 2 руб. = 34 руб.

    Пример 4 . Арбитражный суд в апреле текущего года рассмотрел иск Отделения Федерального казначейства по Первомайскому району одного из субъектов Федерации в отношении организации, предоставляющей услуги телефонной связи. Сумма, заявленная в иске, составила 30 000 руб. Иск был удовлетворен в пользу истца лишь на 15 000 руб. Какова сумма государственной пошлины, подлежащей уплате в бюджет?

    Поскольку данное бюджетное учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, ее уплата производится ответчиком в размере, пропорциональном удовлетворенным судом требованиям истца (пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Сумма иска не превышает 50 000 руб., поэтому действует ставка пошлины: 4% цены иска, но не менее 500 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

    Ответчиком будет уплачено: (0,04 x 30 000 руб.) / 2 = 600 руб.

    Организации могут получать отсрочку или рассрочку уплаты государственной пошлины (ст. 333.41 НК РФ). Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ. Подчеркнем, что п. 1. ст. 64 НК РФ рассматривает отсрочку или рассрочку по уплате налога как изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных законодательством, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Копия заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога направляется заинтересованным лицом в 5-дневный срок в налоговый орган по месту его учета. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины не препятствует предоставлению указанных преференций этому же лицу по иным налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ).

    При получении отсрочки или рассрочки на сумму государственной пошлины проценты не начисляются в течение всего срока действия льготы.

    Статья 333.40 НК РФ определяет основания и порядок возврата или зачета рассматриваемого федерального сбора.

    Государственная пошлина возвращается налогоплательщику частично или полностью в случаях:

    1. уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено в соответствии с законодательством;
    2. возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
    3. прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данная норма не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
    4. отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

    Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации (п. 4 ст. 333.40 НК РФ).

    Возврат пошлины осуществляется органами Федерального казначейства на основании заявления налогоплательщика, которое подается, как правило, в орган или должностному лицу, совершившему юридически значимое действие. Если дело рассматривалось в судах или мировыми судьями, заявление направляется в налоговый орган по месту нахождения суда.

    Заявление налогоплательщика должно сопровождаться платежными документами, если возврат пошлины предполагается в полном объеме, или копиями этих документов при частичном возврате. Решение о возврате сбора принимает орган или должностное лицо, совершившее юридически значимое действие. Заявление, в котором налогоплательщик претендует на возврат государственной пошлины, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты сбора, а возврат уплаченных сумм должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня подачи такого заявления. Лицо также имеет право на зачет излишне уплаченной суммы пошлины в счет будущих выплат за аналогичные действия. Зачет производится на основании заявления, срок подачи которого совпадает со сроком подачи заявления о возврате сбора. Заявление о зачете должно сопровождаться следующими документами: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

    Пример 5 . Организация речного транспорта направила в арбитражный суд апелляционную жалобу. На основании пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ организацией была уплачена государственная пошлина в размере: 2000 руб. x 0,5 = 1000 руб. Однако суд отказал организации в принятии жалобы.

    Указанное обстоятельство предполагает возврат государственной пошлины в размере уплаченной суммы (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

    Органы и должностные лица представляют в налоговые органы всю необходимую информацию о совершении ими юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц в целях обеспечения правильности и прозрачности порядка уплаты государственной пошлины. Порядок информационного обмена определяется Министерством финансов РФ (ст. 333.42 НК РФ). Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют контроль за правильностью фискальных процедур в отношении государственной пошлины.

    Литература

    1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.12.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008).
    2. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.05.2007); (часть 2) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008).
    3. Беляев А. Судебные расходы бюджетных учреждений // Бюджетные орг.: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. N 11. С. 56 - 63.
    4. www. consultantplus. ru.
    5. www. minfin. ru.

    Е.В.Боровикова

    кафедры налогов и налогообложения

    кафедры "Налоги и налогообложение"

    Московского городского университета

    управления Правительства Москвы

    Федеральное государственное бюджетное учреждение приобрело основное средство - легковой автомобиль. Учреждением была произведена оплата государственной пошлины за регистрацию автомобиля с выдачей госномера по коду вида расходов 852, по статье КОСГУ 290.
    Каким образом отразить в учете бюджетного учреждения начисление и уплату госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД (в корреспонденции со счетом 0 302 91 000 "Расчеты по прочим расходам" или 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет")?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Расчеты по начислению и уплате государственной пошлины за регистрацию автотранспортного средства с выдачей государственного номера отражаются в учете бюджетного учреждения по счету 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

    Обоснование вывода:
    Согласно НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
    Доходы в виде поступлений от уплаты государственной пошлины формируют доходы соответствующих бюджетов в соответствии с БК РФ.
    Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, регулируется положениями НК РФ.
    То есть в данном случае уплата госпошлины установлена законодательством РФ о налогах и сборах, и ее следует рассматривать в качестве расчетов с бюджетом.
    В соответствии с п.п. 259, 263 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, расчеты с бюджетом, учет которых не осуществляется с применением иных аналитических счетов счета 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты", отражаются с использованием счета 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
    Согласно положениям Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по уплате в установленных законодательством РФ случаях государственной пошлины отражаются по коду видов расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и "Прочие расходы" КОСГУ.
    В бухгалтерском учете начисление и уплата государственной пошлины за регистрацию автомобиля с выдачей госномера могут быть отражены на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) следующими бухгалтерскими записями (п.п. 133, 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174):
    1. Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 303 05 730
    - отражено начисление госпошлины за регистрацию автомобиля с выдачей госномера;
    2. Дебет 0 303 05 830 Кредит 0 201 11 610, одновременно отражается увеличение забалансового счета 18 (КВР 852, КОСГУ 290)
    - отражена уплата госпошлины.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Шпиганович Елизавета

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор Монако Ольга

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!