Годовой план работы логопеда. Годовой план учителя-логопеда Годовой план логопеда по месяцам в доу
Согласовано:
Учитель-логопед отдела образования Администрации муниципального района Илишевский район
Р.Р.Карамова
«___»__________2015 г.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Центр развития ребенка-детский сад»
с.Нижнеяркеево
М.А.Шаехмурзина
«___»__________2015 г.
Годовой план организации работы
учителя-логопеда логопедического пункта
МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево
Сахиповой А.Я.
на 2015-2016 учебный год
Анализ проделанной работы за 2014-2015 учебный год
Организационная, диагностическая, коррекционно-развивающая деятельность.
В начале учебного года было проведено логопедическое обследование воспитанников старшей и подготовительной к школе групп.
Составлено расписание индивидуальных коррекционных занятий, перспективный план работы, график рабочего времени и оформлена другая необходимая документация.
Продолжена работа по комплектованию методической и дидактической библиотек в кабинете, пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр.
Проводились индивидуальные занятия с воспитанниками, согласно перспективному планированию. Каждый воспитанник получал логопедическую помощь 2-3 раза в неделю.
Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционной работы выявила положительную динамику в развитии речи воспитанников:
Количество воспитанников, зачисленных на логопункт в 2014-2015 уч.г.
Количество воспитанников, выпущенных с чистой речью
Количество воспитанников, выпущенных со значительным улучшением речи
Количество воспитанников без улучшения речи
Количество воспитанников, оставленных для продолжения коррекционной работы
Количество выбывших воспитанников
Консультативная деятельность.
Осуществлялась тесная взаимосвязь с воспитателями и родителями воспитанников. В соответствии с годовым планом работы, с воспитателями проводились консультации. В группах оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционной работе по развитию речи ребенка. На вопросы родителей давались рекомендации и советы.
Методическая деятельность.
Участие в педагогических советах внутри МБДОУ.
В течение всего учебного года проведение работы по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, проведение работы по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи», прохождение курсов повышения квалификации в г.Нефтекамске по программе: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления речевых расстройств».
Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете, оформление «Уголка логопеда» (возле логопедического кабинета). Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики речи воспитанников, можно сделать вывод, что поставленные в начале учебного года задачи, решены.
Перспективы работы:
Формирование речевого дыхания воспитанников, посещающих логопункт.
Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие фразовой и связной речи.
Совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
Осуществление более тесной взаимосвязи с родителями через проведение индивидуальных консультаций, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от их ближайшего окружения.
Годовой план организации работы на 2015-2016 учебный год
Задачи:
Осуществление диагностики и проведение логопедических занятий по исправлению речевых нарушений у воспитанников учреждения;
Развитие у воспитанников с речевыми нарушениями подвижности артикуляционного аппарата, внимания к звуковой стороне речи, фонематического восприятия, связной речи, внимания, памяти, мышления;
Обогащение словарного запаса;
Взаимодействие с воспитателями образовательного учреждения и родителями (законными представителями) по формированию речевого развития воспитанников и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников образовательного учреждения.
Направление работы
Сроки
Ответственные
I . Организация логопедической работы
Оформление и ведение документации:
Подведение итогов работы за 2014-2015 учебный год
Сахипова А.Я.
Составление годового плана организации работы на 2015-2016 учебный год
Сахипова А.Я.
Составление и утверждение графика работы
сентябрь
Составление и утверждение расписания логопедических занятий
сентябрь
Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ
Оформление индивидуальных речевых карт
сентябрь
Сахипова А.Я.
Составление и утверждение перспектив-ного плана работы
сентябрь
Сахипова А.Я., заведующий МБДОУ
Составление календарного плана работы
в течение года
Сахипова А.Я.
Ведение журнала посещаемости занятий
в течение года
Сахипова А.Я.
Ведение индивидуальных тетрадей ребенка с методическими рекомендациями для родителей.
в течение года
Сахипова А.Я., родители
II . Диагностическая работа
Первичное устной речи воспитанников старшей и подготовительной к школе групп для выявления нуждающихся в логопедической помощи.
Сахипова А.Я.
Индивидуальное углубленное обследование воспитанников, зачисленных на логопункт.
Сахипова А.Я.
Сбор сведений о родителях и раннем речевом развитии детей. Анкетирование родителей.
Сахипова А.Я., родители
Обследование речи воспитанников подготовительной к школе и старшей групп МБДОУ
Сентябрь
май
Сахипова А.Я.
III . Коррекционная работа
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с воспитанниками
16.09.15-15.05.16.
Сахипова А.Я.
Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной коррекционной работе.
май
Сахипова А.Я.
IV . Профилактическая работа
Работа с воспитателями
Ознакомление воспитателей старшей и подготовительной к школе групп с результатами обследования речи дошкольников, со списками воспитанников, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий.
сентябрь
Сахипова А.Я.
Консультация: «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у воспитанников»
октябрь
Сахипова А.Я.
Беседа с воспитателями о необходимости контроля за правильным произношением воспитанников в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов
ноябрь
Сахипова А.Я.
Практикум: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков».
декабрь
Сахипова А.Я.
Консультация: «Особенности формиро-вания словаря детей в дошкольном возрасте»
январь
Сахипова А.Я.
Консультация: «Речевой и неречевой (фонематический) слух».
март
Сахипова А.Я.
Консультация: «Формирование навыков словообразования у дошкольников с нарушениями речи»
апрель
Сахипова А.Я.
апрель
Сахипова А.Я.
май
Сахипова А.Я.
Участие в МО воспитателей МБДОУ
По плану МО
Сахипова А.Я.
Консультативно-методическая работа
по запросам
Сахипова А.Я.
Работа с родителями
Ознакомление родителей воспитанников с результатами логопедического обследования
Сентябрь, май
Сахипова А.Я.
Индивидуальные беседы с родителями с целью налаживания контактов, уточнения анамнестических сведений, беседы о необходимости участия родителей в формировании мотивационного отноше-ния ребенка к обучению у учителя-лого-педа ежедневных занятий с ребенком по заданиям и рекомендациям учителя-логопеда.
По необходи-мости
Сахипова А.Я.
Участие в проведении родительского собрания (Об организации работы логопункта в МБДОУ).
По плану МБДОУ
Сахипова А.Я.
Консультация: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»
В течение года
Сахипова А.Я.
Консультация: «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»
Консультация: «Роль домашних заданий для успешной коррекции речевых нарушений . Как работать по индивидуальным тетрадям дома»
Консультация: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Консультация «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»
«Несколько практических советов родителям, которые хотят помочь своему ребенку полюбить учебу»
Консультация: «Ваш ребенок готовится стать школьником»
Индивидуальные консультации «Вопрос – ответ»
Статья в районную газету «Маяк» - «Что такое логопункт и система работы на логопункте»
Ноябрь
Сахипова А.Я.
3. Работа со специалистами
Направлять воспитанников для уточнения диагноза, наблюдения, консультации и помощи к педиатру, невропатологу, стоматологу, отоларингологу.
По необходи-мости
Сахипова А.Я.
Поддерживать тесный контакт с врачами, логопедами, психологами, специалистами ПМПК
В течение года
Сахипова А.Я.
Наглядная агитация
Уголок логопеда:
Заботливым родителям о работе логопеда в детском саду в условиях логопункта.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Умные пальчики.
Правила для родителей.
Речь взрослого – пример для подражания.
Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях.
Статьи в родительский уголок по лексическим темам.
Дыхательная гимнастика и др.
Буклеты:
Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука Л, для звука Р, звуков Ш,Ж, С,З,Ц)
Комплекс дыхательной гимнастики
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики и др.
1 раз в квартал в каждой возрастной группе
Сахипова А.Я.
V . Работа по повышению квалификации
Работа по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у воспитан-ников дошкольного возраста с наруше-ниями речи»
в течение года
Сахипова А.Я.
Самостоятельная работа со специальной литературой. Изучение новинок методи-ческой литературы по логопедии.
Подготовить портфолио
Прохождение курсов повышения квали-фикации
Открытые занятия для учителей-логопедов
Посещение логопедического пункта района, логопунктов других ДОУ с целью обмена опытом.
Знакомство с инновационными програм-мами и технологиями
Участие в работе районного МО учите-лей-логопедов
VI . Оснащение логопедического кабинета
Пополнение методической и дидактичес-кой библиотек, игротеки логопедичес-ких и развивающих мелкую моторику игр.
в течение года
Сахипова А.Я.
Пополнение речевого материала по грамматике, лексике, связной речи.
Пополнение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Учитель-логопед:________ Сахипова А.Я.
Годовой план работы учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год
Учитель-логопед: Проскурнева Е.В.
МБДОУ № 34 «Родничок»
Цель : создание благоприятных условий для проживания ребенком дошкольного детства, формирования общей культуры личности детей, формирования предпосылок учебной деятельности, исправление недостатков в речевом развитии детей.
Направления деятельности:
Диагностическое - создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое - создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое - создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Виды деятельности | Мероприятия | Итоговый документ Контроль |
||||
Организационая Планирование работы. | Зачисление детей на логопедические занятия, оформление документации Составление сетки занятий и графика работы. Составление индивидуальных образовательных маршрутов. Ведение документации. Изучение мнения родителей о работе логопедического кабинета. | Изучение доументации, планирование работы учителя-логопеда на учебный год | Родители | Август-сентябрь 2018г. | Оформление документации Сетка занятий График работы Индивидуальные образовательные маршруты |
|
Диагностическая Первичная диагностика | Первичное обследование детей | Выявление детей с проблемами в речевом развитии. Формирование группы детей, подлежащих зачислению на логопункт на 2019-2020 учебный год | Дети средних, старших групп | До декабря 2017 года | Подготовка списков детей, направленных на обследование на ТОПМПК для уточнения речевого заключения |
|
Входящая диагностика | Углубленное обследование детей, зачисленных на логопункт | Выявление уровня речевого развития детей на начальном этапе обучения | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | Сентябрь 2018 года | Речевое заключение Перспективный план работы |
|
Текущая диагностика | Мониторинг речевого развития | Отслеживание динамики речевого развития в процессе коррекции | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | ноябрь-апрель | Сравнительный анализ данных Внесение коррективов в индивидуальное планирование коррекционно-развивающих занятий |
|
Итоговая диагностика | Обследование детей | Выявление речевого уровня развития детей на конечный период обучения | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | Сравнительный анализ данных Аналитический отчет |
Коррекционно-развивающая | Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений | Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. Формирование системы родного языка с учетом специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | Ежедневно | Индивидуальные планы, индивидуальные тетради |
|
Подгрупповая НОД: а) по формированию подвижности артикуляционного аппарата б) по автоматизации звуков в) по развитию связной речи | Развитие эфферентного артикуляционного праксиса на базе имеющихся звуков Закрепление механизмов образования звука, введение его в речь, автоматизация. дифференциация Формирование лексико-грамматической и синтаксической системы родного языка. Совершенствование коммуникативных навыков | Подгруппа детей с наиболее слабо сформированными эфферентными связями Подгруппы детей со сходным дефектом звукопроизношения Подгруппа детей с ОНР | Еженедельно | |||
Групповая НОД | Совершенствование произносительной системы. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование системы родного языка | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | Еженедельно | Календарно-тематический план, конспекты |
Консультатив-ная деятельность Индивидуальные консультации для родителей | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям | Родители детей посещающих ДОУ | В течении года по мере необходимости | Тетрадь учета консультаций |
|
Консультации для родителей | Оформление уголка «Логопед советует» Оформление папки передвижки: Нужны ли ребенку занятия с логопедом Как развивается речь ребенка от 2 до 7 лет Развиваем словарь дошкольников Консультация-практикум: «Гимнастика для язычка» «Обучение детей чтению в домашних условиях» Круглый стол для родителей «Готовим ребенка к школе»-совместно с другими специалистами | Профилактика речевых нарушений Оказание помощи родителям | Родители детей посещающих ДОУ | Раз в две- три недели | Информацион-ный лист в родительском уголке Папка - передвижка |
|
Родительские собрания: «Мой ребенок зачислен на логопункт» «Подведение итогов за первое полугодие и пути дальнейшей коррекционной работы». «Наши успехи» (подведение итогов обучения за год). «Речевая готовность ребенка к школе» | Знакомство родителей с организацией и содержанием коррекционной работы на новый учебный год Оказание помощи родителям | Родители детей, посещающих логопункт Родители детей подготовительной группы | Сентябрь 2018г. Декабрь 2018 г | Выступление на родительском собрании, памятки для родителей |
||
Консультации для педагогов | Индивидуальные | Повышение эффективности коррекционной работы | Педагоги ДОУ | По мере необходимости | Тетрадь учета консультаций |
|
Консультация-практикум: «Игры с песком как средство формирования связной речи дошкольника» Консультация «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» | Методическая помощь педагогам | Педагоги ДОУ | Октябрь 2018 г. Март 2019г. | |||
Методическая работа Оснащение логопедического кабинета | Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала. Обогащение методической копилки разработками занятий, сценариями родительских собраний, консультаций, мастер-классов. Распространение педагогического опыта на педагогических сайтах | Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом. Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме. | В течение года | Оборудование логопедического кабине Картотеки Конспекты занятий |
||
Повышение профессионального уровня | Посещение открытых занятий педагогов ДОУ Участие в педсоветах, круглых столах ДОУ Участие в работе методического объединения учителей-логопедов. Участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня | Повышение профессионального мастерства, обобщение и распространение практического опыта по теме. | Педагоги и администрация ДОУ | В течение года | Сертификаты участника |
|
Проектная деятельность | «Использование песочной терапии в коррекции связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи» Проект «Профессии наших родителей» «Развитие связной речи через сказку и театрализованную деятельность» | Повышение эффективности коррекционной работы, повышение профессионального мастерства | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год Педагоги и администрация ДОУ | Ноябрь 2018 Февраль 2019 Апрель - 2019г | Выступление на педагогическом совете, методические рекомендации |
Блок контроля
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №4
_______ /Стрекалова М.Г./
Приложение __ к приказу_________
Годовой план учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.
Цель:
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи,обусловленные ОНР,ФФНР.
Задачи:
1.
Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2.
Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
3.
Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
4.
Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
5.
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
6. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Направление деятельности и формы работы | Цель проведения | Сроки проведения |
|
Диагностико-проектная деятельность Первичное обследование устной и письменной речи. Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза. Комплектование групп и подгрупп. | Выявление нарушений устной и письменной речи. Уточнение этиологии характера речевых нарушений Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой. | ||
Повторное обследование устной и письменной речи. Проверка техники чтения в начальных классах. | Заполнение речевых карт. Своевременное выявление учащихся с нарушениями чтения. | По окончании I полугодия. Начало учебного года, входной контроль. По окончании каждой четверти. |
|
Коррекционно-развивающая деятельность. 1.Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи. 2. I этап коррекционной работы 3. II этап коррекционной работы 3-4 классы. 4. I этап коррекционной работы II этап коррекционной работы 3-4 классы. 5.IIIэтап коррекционной работы 1-4 классы | Коррекция речевых нарушений у учащихся. Коррекция речевых нарушений у учащихся. | Систематически в течение уч.года. Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Декабрь-апрель |
|
Консультативно-методическая деятельность. 1. Родительские собрания в 1 классах. «Результаты диагностического обследования первоклассников» 2. Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи детей. 3. Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, на консилиумах) 4. Выступление на МО учителей начальных классов «Совету учителю. Дисграфия.» «Советы учителю.Дислексия.» «Советы учителю. Дизорфография.» 5. Взаимодействие с учителями, психологом.Посещение открытых уроков в 1-4 классах. 6.Работа в ПМП(к) МБОУ СОШ №4. Заполнение логопедических представлений на учащихся. Составление индивидуально-коррекционных программ. Коллегиальное заключение. Выступление на педагогическом совете с анализом работы учителя-логопеда за учебный год. 7.Работа в городской ПМПК | Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития детей Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выявленных особенностей его речевого развитии. Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка Своевременное выявление учащихся, неусваивающих программу обучения общеобразовательной школы в начальных классах. Ознакомление с результатами коррекционной работы. | сентябрь Систематически Систематически На протяжении учебного года. Сентябрь На протяжении учебного года. Февраль-март Сентябрь Сентябрь |
|
Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности. Методическое объединение учителей-логопедов. Заседание МО №1 «Анализ деятельности логопедических пунктов школ за 2014- 2015уч.год». Заседание МО №2 1.«Нестандартные приёмы развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) на логопедических занятиях.» 2. «Тестотерапия на логопедических занятиях.» Заседание МО №3 «Межполушарное взаимодействие» « Сказкотерапия на логопедических занятиях» Заседание МО №4 «Отчет о деятельности логопедических пунктов школ за 2015-2016уч.год» « Анализ деятельности МО учителей-логопедов». | Ознакомление учителей-логопедов с новыми подходами в работе учителей-логопедов. Повышение профессиональной компетентности. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 4 Чернявской И.В. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 5 Белоус Л.В. Доклад руководителя МО учителей-логопедов Гриценко А.В. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 6 Мелешенко Г.Г. | Август. На базе МБОУ СОШ №6. Декабрь. На базе МБОУ СОШ №5. Февраль. На базе МБОУ СОШ № 1. Май. На базе МБОУ СОШ №1 |
|
2.Работа с научной и публицистической литературой | Систематически |
||
3. Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка. | Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной и письменной речи детей | Систематически Заполнение речевых карт |
|
4. Планирование методической работы на год 5. Составление логопедических программ для работы с учащимися. 6. Заполнение речевых карт 7. Заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий,журнала обследования и журнала консультаций. 8. Составление конспектов занятий Повышение профессиональной компетентности. 9.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации. 10. Прохождение годичных заочных курсов профессиональной переподготовки с целью получения теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования по специальности «Логопедия»,Таганрогский институт им.А.П.Чехова (филиал)ФГБОУ «РГЭУ». 11.Накопление материала по теме самообразования: «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи и чтения.» | Получение теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования | 1 раз в четверть Систематически Систематически Iполугодие уч.года Сентябрь-май. Систематически |
|
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета Изготовление и приобретение методических пособий: «Интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию учащихся.» 2.Обновление методической литературы по логопедии. | |||
Работа с детьми-инвалидами 1.Разработка и реализация адаптированных индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по развитию устной и письменной речи. 2.Консультирование родителей детей-инвалидов. 3.Использование в работе с детьми-инвалидами логоритмических занятий, технологии моделирования и проигрывания сказок, компьютерных развивающих программ. | Коррекция речевых нарушений Ознакомление родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка-инвалида Повышение эффективности коррекционной работы | В течение учебного года |
ГОДОВОЙ ПЛАН
работы учителя-логопеда Чимровой Е. А.
МБДОУ «Десткий сад №16 «Рябинушка»
города Шумерля Чувашской Республики
на 2016– 2017 учебный год
Шумерля, 2016 г.
Концепция деятельности учителя - логопеда
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда.
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ).
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста.
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Организационный блок
2.1. Зачисление детей на логопедические занятия.
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики.
3.2. Статистический учет.
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год.
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми.
3.5. Ведение документации.
4. Блок коррекционно-развивающей работы
4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
4.2. Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
4.3. Совместная деятельность с воспитателями.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.
5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста
5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.
5.5. Профилактика нарушений письменной речи.
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.
6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.
6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.
6.4. Самообразование.
6.5. Участие в педсоветах.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета.
7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала.
8. Блок контроля
8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
8.2. Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной работе учителя-логопеда.
Годовой план организации коррекционно-педагогической
работы учителя-логопеда строится по следующим блокам:
Документальный блок
Оформление документации.
Разработка планов.
Подготовка речевых карт.
Организационный блок
Зачисление детей на логопункт.
Диагностический блок
Выявление детей с проблемами в развитии речи
Подробное обследование детей старшего дошкольного возраста
Диагностика и обследование:
Звукопроизношения;
Лексико-грамматического строя речи;
Словаря;
Фонематического слуха;
Состояния связной речи;
Артикуляционного аппарата.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию сторон речи: индивидуальные и подгрупповые занятия.
Индивидуальные беседы, консультации с родителями и педагогами.
Блок контроля
Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах.
Родительские собрания.
Подведение итогов работы за учебный год, аналитический отчёт о результатах коррекционной работы.
Документальный блок
Оформление документации. Разработка планов: Годовой план организации коррекционно-педагогической работы; Перспективное планирование индивидуально-подгрупповой работы; Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год | ||
План консультативной работы с родителями | ||
План консультативной работы с педагогами ДОУ | ||
График работы учителя-логопеда | ||
Подготовка речевых карт | ||
Журнал посещения детьми логопункта | В течение года |
|
Журнал обследования речи детей | В течение года |
|
Список детей, зачисленных на занятия на логопункт | ||
Журнал взаимодействия учителя-логопеда и родителей | В течение года |
|
Журнал учёта движения детей логопедического пункта | В течение года |
|
Согласие родителей на логопедическое сопровождение ребёнка | Сентябрь |
|
Индивидуальные тетради детей для занятий и взаимосвязи с родителями | В течение года |
|
Журнал проведения индивидуальных и подгрупповых занятий | В течение года |
|
Отчёт и результативность учителя-логопеда за учебный год |
Организационный блок
Подготовить кабинет к новому учебному году. Систематизировать материал. Оформить картотеку. Изготовить пособия для формирования воздушной струи. | ||
Обследование речи детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь |
|
Зачисление детей с речевыми нарушениями на логопункт. | Начало сентября |
|
Комплектование подгрупп по проявлению нарушений. | Сентябрь |
Диагностический блок
Подробное обследование детей, отобранных для зачисления на логопункт. | ||
Распределение детей на подгруппы. | ||
Диагностика и обследование: Грамматического строя речи; Словаря; Звукопроизношения; Состояния связной речи; Артикуляционного аппарата; Фонематического слуха. | ||
Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ. | В течение года |
|
Промежуточная диагностика детей с целью выявления динамики в коррекционном процессе. | ||
Обследование детей от 5 лет с целью выявления речевой патологии. | ||
Итоговая – оценочная диагностика. |
Коррекционно-развивающий блок
Коррекционно-развивающая работа с детьми. Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственная образовательная деятельность: Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям; Формирование лексико-грамматического строя речи; Формирование звуковой культуры речи; Коррекция произносительных навыков и умений. Формирование и развитие связной речи; Развитие внимания, мышления и памяти, мыслительных операций, сравнения, умения делать выводы; Постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация); Развитие фонематического восприятия; Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения. | В течение года в соответствии с сеткой занятий. |
Блок профилактической и консультативной работы
Работа с родителями. Работа с педагогами. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи: Индивидуальные беседы с родителями. Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребёнка взрослым; уточнение анамнестических сведений; анкетных данных; объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивации ребёнка к обучению у логопеда. | В течение года |
|
Приглашение родителей на индивидуальные занятия. Цель: ознакомить родителей с особенностями работы логопеда. | 1 раз в месяц |
|
Оформление стенда Цель: ознакомление родителей с задачами текущего периода, с методами и приёмами работы с детьми. | В течение всего года |
|
Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос – ответ». | В течение года |
План консультативной работы с родителями
Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей». Консультация: «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей». Семинар-практикум: «Показ артикуляционной гимнастики». | Сентябрь В течение года |
|
Консультация: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе». Семинар-практикум : «Показ пальчиковой гимнастики». | В течение года |
|
Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях». Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?» Беседа: «Закрепление правильного произношения поставленных звуков». | В течение года |
|
Консультация: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения». Родительское собрание: «Особенности развития детей с ФФН речи» | ||
Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми». Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка». Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата». | В течение года |
|
Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье». Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков». | ||
Консультация: «Логопедические игры с чистоговорками». Индивидуальные беседы: «Уровень речевого развития детей». Консультация: «Причины возникновения заикания, предупреждение его возникновения». | ||
Консультация: «Если ваш ребенок левша». Консультация: «Некоторые источники волнения у детей». Беседа: «Польза чтения». | ||
Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». Консультация: «Заучивание стихов». Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период». |
План консультативной работы с педагогами ДОУ
Консультация : «Игры на развитие речевого дыхания». Консультация : «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения». | Сентябрь |
|
Консультация: «Специфические особенности детей с ФФН речи». Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в ДОУ» Беседа: «Роль воспитателя в становлении речи ребенка». | ||
Консультация: « Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста». Консультация: «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра». Индивидуальные беседы: «Дети с трудностями в обучении». | ||
Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста». Консультация: «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе». | ||
Консультация: «Приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Консультация: | ||
Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». Консультация-практикум: «Логопедическая работа на основном этапе коррекционно-образовательного процесса». | ||
Консультация: «Формирование связных высказываний у дошкольников». Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре». | ||
Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка». Беседа: «Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя». Беседа: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста». | ||
Беседа: «Логопедическая работа на заключительном этапе» |
Блок контроля
Предоставление информации о результатах работы учителя-логопеда. | ||
Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. | В течение года |
|
Посещение занятий по развитию речи и утренников с целью контроля речевого развития. | В течение года |
|
Подведение итогов работы за учебный год. Заполнение отчёта о результатах коррекционной работы. |