Строительный портал - Meerson

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Консультация для родителей "роль семьи в формировании основ здорового образа жизни" Формирование здорового образа жизни в семье дошкольника

Юлия Волкова
Консультация «Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье»

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения , ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи .

Под "воспитательным потенциалом семьи " понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи . Понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи , как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают : ценности, сложившиеся в семье , в том числе ориентации на семейный образ жизни , досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку .

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми , веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей , их привычки, их отношение к жизни , в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей . Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная , основная, жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных , образовательных и воспитательных задач. Поэтому семья призвана в раннем детстве, заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы . На ранней стадии развития семья должна помочь ребенку , как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни , побудить малыша самостоятельно и активно формировать , сохранять и приумножать свое здоровье .

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера . Считается,что это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни , и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника , имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Семья - это коллектив , члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность : рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи , о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат . От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий : ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди , которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной , добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний о окружающем его мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей, продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь .

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи .

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны , переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи .

Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье .

Не всегда родители уделяют внимание здоровью ребенка (правильное питание, гигиена, прогулки, закаливания и т. д.)

Правильное питание является одним из основополагающих факторов здорового и полноценного развития человека. Что и как мы едим в очень большой степени влияет на всю нашу жизнь . Известное высказывание Аркадия Гайдара говорит о том, что правильное питание каждый понимает по-своему. В большинстве случаев представления о полезной еде связаны с семейными пищевыми привычками, национальными традициями, образом жизни , а также с принципами отношения к своему здоровью . Чаще всего ребенок питается неправильно, по причине того, что родители либо не в состоянии прокормить ребенка полезной пищей , в связи с материальным недостатком, либо из-за не достатка времени, например, когда родители на работе, трудно заставить ребенка питаться именно в нужное время и тем, чем следует.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание- это часть общего воспитания, а гигиенические навыки- это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более,что грань отдаляющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками- это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена- это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Практически во всех странах мира закаливание используется как профилактическое средство против простуды и других заболеваний. Закаливание не лечит, а предупреждает болезни, повышает сопротивляемость детского организма к различным раздражителям окружающей среды (сквозняки, перепады температуры и т. д.) и респираторных заболеваний, как грипп, ангина и т. д. Закаленный ребенок растет спокойным , эмоционально уравновешенным, доброжелательным, хорошо спит и ест, активно играет.

И наконец, прогулки. Не так часто у современных людей сейчас есть возможность выбраться на прогулку всем вместе. И даже выходные многие родители проводят на работе, оставив детей у бабушек. Семейные прогулки всегда доставляют радость детям. Поэтому родители должны как можно чаще находить время для небольших совместных походов на природу.

По утверждениям британских исследователей, здоровый образ жизни , включающий правильное питание и физическую активность, не даст ожидаемого эффекта, если в семье часто происходят ссоры и недопонимание.

Ученые провели эксперимент, в ходе которого изучали состояние здоровья человека , когда он разговаривает со своими членами семьи в нормальном тоне и во время ссор. Оказалось, что хорошее настроение и доброжелательное общение с близкими людьми оказывали положительное влияние на физическое здоровье

Организация воспитания

Основные направления семейного воспитания по .

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди - огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья , то река - это образ жизни , и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни , способствующего укреплению и сохранению здоровья .

Состояние здоровья детей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни . Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования . Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок , а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье » , рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки , от которых избавиться бывает очень трудно.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка ;

Уменьшение заболеваемости;

формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .

Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровья .

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья , а вести их за собой по этому пути своим примером.

Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья совестно с ДОУ должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения :

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека ;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции ;

Понимание значения здорового образа жизни для личного здоровья , хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др. ;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма ;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье , и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни .

Формирование здорового образа жизни служит укреплению всей семьи . Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи .

Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи , формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту , дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни , умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению

Пути решения таковы :

Постоянная связь родителей с ДОУ, а именно с инструктором физкультуры, воспитателем, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка ;

Совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях , проводимых ДОУ в качестве участников, помощников организаторам, судьям;

Совместное посещение спортивных соревнований.

Одними из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ считаются практические занятия.

Такие занятия лучше всего проводить вместе с педагогами детского сада. Некоторые задания можно проводить и дома. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с дошкольниками.

. Чистые руки :

показать, как правильно мыть руки;

доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

. Здоровые зубы :

показать на рисунке последовательность чистки зубов;

почистить зубы щеткой и пастой;

доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами;

составить памятку «Что любят наши зубы» , «Вредно для зубов» .

. Красивые ногти :

показать на рисунке (нарисовать, как следует стричь ногти на руках и ногах;

правильно подстричь ногти на руках;

порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

. Внешний вид :

выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т. д. ;

показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

.Беседы :

В первую очередь должны затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей : это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья , духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья » : темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Примерные вопросы для беседы :

Хочет ли ребенок быть здоровым ? Что такое здоровье ?

От чего и от кого зависит здоровье людей ?

Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему?

Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать?

Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе с друзьями (одноклассниками,родителями и почему? Помогает ли здоровью дружба ?

Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает ребенку расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья ребенком . Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Методика «Рисуй и пиши» очень нравится малышам. Такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний.

Литературное чтение также может быть использовано в качестве метода формирования знаний о ЗОЖ .

Помимо литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение имеет игра.

Игра - это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка . В играх ребенок вступает в различные соотношения : сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т. д. Игра раскрывает большой потенциал. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ .

Во-первых, это подвижные игры, они создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

А в упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования, что можно организовать с детьми со двора, в котором живет семья , воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.

Очень важно, чтобы значительная часть таких занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа .

И наконец, главный метод - личный пример родителей. Это самая главная и важная часть в формировании у ребенка здорового образа жизни . Родители обязательно должны показывать ребенку , что по утрам нужно чистить зубы, делать зарядку, питаться только правильной пищей. Если у родителей уже имеются вредные привычки и они не в силах от них отказаться, они не должны подавать ребенку дурной пример , следует скрывать свои потребности от глаз ребенка , т. к. дети четко повторяют всё, что видят, плохо понимая, хорошо это или плохо. Утром вся семья обязательно должна проделать комплекс упражнений, способствующий здоровому образу жизни , чтобы подать ребенку пример , с чего следует начинать утро. Родителям не следует баловать ребенка фастфудами , пока у него нет четкого представления, что это не полезно, т. к американская еда вызывает у ребенка большой интерес и потребность в ней.

Таким образом , в формировании знаний о здоровом образе жизни у ребенка любые методы работы : занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг, просмотр кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни . Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов , которые родители используют в своей работе, а также учета возрастных особенностей ребенка при выборе этих методов и личного примера родителей.

Заключение

Формирование здорового образа жизни у ребенка должно быть одним из обязательных компонентов семейного воспитания. Семья для ребенка - это та среда , где он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Сделаем следующие выводы :

Понятие "здоровье " не имеет четкого определения в научной литературе. Кто - то считает его свойством, кто-то процессом, кто-то трактует его как состояние, кто-то способностью. Как правило, здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Но не все семьи понимают это , считая, что если ребенок не болеет , значит он здоров . Также не все родители уделяют должного внимания воспитанию у ребенка знаний о здоровом образе жизни , поэтому многие дети не используют элементарных правил "чистых рук" и т. д.

Воспитательный потенциал семьи представляет собой реальную фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений. В качестве его показателей выступают потребности, традиции, установки, интересы семьи и многое другое . Также выявлено, что здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к попыткам научить ребенка элементарным правилам гигиены, поэтому необходимо уделять огромное внимание такому воспитанию детей, так как в настоящее время эта проблема обострилась и стала актуальной. Актуальность проблемы здоровья детей и знания о нем заключается в том, что дети не осведомлены об этой проблеме. Поэтому необходимо решать задачи о пополнении знаний детей о здоровом образе жизни и развивать это любыми путями, начиная, прежде всего, с семьи .

Существует одно основное направление семейного воспитания по формированию у ребенка здорового образа жизни . К нему относится - работа с детьми. Необходимо донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка , обучить искусству укрепления здоровья , сформировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Родители должны уделять особое внимание формированию благоприятной атмосферы в доме, воспитывать в ребенке уважение к себе и окружающим, бережному отношению к своему здоровью . Большое значение имеет воспитательное воздействие на ребенка личным примером родителей.

Существует множество форм и методов воспитания здорового образа жизни у ребенка в семье . Лучший метод - это метод "игра". Он более эффективно влияет на формирование в ребенке знаний о здоровом образе жизни , более четко дает понять ему всю важность здоровья . Однако лишь комплексное использование всех методов и форм воспитания здорового образа жизни в семье может сформировать у детей четкое понимание того, что следует делать, чтобы вести здоровый образ жизни .

На здоровье ребёнка влияет огромное количество факторов: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность.

Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит

не только школа, но и семья. Общество заинтересовано в прочной духовно, нравственно и психологически здоровой семье. Именно в семье происходит преломление социальных влияний на детей. Насколько здоровой является семья, настолько жизнеспособно всё общество.

Вопросы распорядка дня, личной гигиены, рациональная система питания, занятия спортом, закаливание, гигиена кожи, уход за зубами, ногтями, волосами, гигиена одежды, обуви, жилища, борьба с вредными привычками –ко всему этому должна быть потребность, а она закладывается в семье.

Хорошо, когда ребёнок ест, ложится спать, садится за уроки в одно и то же время. Его организм должен быть готов к предстоящему виду деятельности. Такой ребёнок и с аппетитом, и засыпает быстро, и не раскачивается долго, принимаясь за уроки – а, значит, на всём экономит время и меньше устаёт.

В каждой семье режим дня организуется по-разному. Но, к сожалению, сами взрослые зачастую бывают весьма не дисциплинированны в выполнении этого режима. Более того, с лёгкостью дают добро на нарушение режима своим детям. В первую очередь это касается сна.

Систематическое недосыпание нарушает работоспособность ЦНС, приводит к переутомлению и неврозам. А чтобы этого не случилось, жалея своих детей, родители щедро позволяют им подолгу спать утром. Особенно чётко это прослеживается по субботам.

Выработать привычку вовремя ложиться спать под силу только семье, причём, самое лучшее, если родители сами ложатся спать в определённое время, а не засиживаются перед экраном телевизора.

Особую тревогу вызывает тот факт, что большинство учащихся вместо прогулок на свежем воздухе просиживают у телевизора или компьютера по 2 – 3 часа, а то и больше.

Пример родителей ничем не заменишь. К сожалению, лишь 6% семей в

России начинают свой день с гигиенической зарядки, мало семей в холодное время года проводит выходные дни на природе, занимаясь спортом (пример).

Активный отдых просто необходим, тем более школьникам когда у детей идёт интенсивный рост. А нам ведь надо видеть своих детей не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Кто -то великий сказал: «Здоровый нищий - счастливее больного короля».

Особо следует сказать о вреде курения. Данные опроса показывают, что регулярно курит 34% юношей, 14% девушек, четверть школьников вообще ни

когда не курили, а большинство - лишь экспериментировали, поэтому на данном, экспериментальном этапе, зависит от семьи, будет ребенок заядлым курильщиком или вовремя остановится.

Повторим еще раз прописную истину: дети из курящих семей, причем не важно, подвержены этой пагубной привычке мать или отец, обычно сами рано начинают курить. Если родители не курят, то вероятность того, что дети не будут курить - в 1,5 раза выше. При этом пример некурящих родителей больше значение имеет для мальчиков.

Лучший способ чтобы ребенок бросил курить – отказаться от курения всем членам семьи. Готовность родителей идти на определенные жертвы ради здоровья своих сына или дочери очень важный стимул для ребенка.

Еще одна опасность, связанная с курением, состоит в том, что для части подростков сигареты - это вход в мир нелегальных наркотиков.

Главный выход к которому пришла мировая научная мысль в отношении проблемы подросткового курения - для того, чтобы снизить уровень курения среди подростков, необходимо снизить уровень курения среди взрослых, поэтому рекомендуется направить усилия не на сугубо подростковые профилактические программы, а на работу со взрослыми, в первую очередь, родителями и учениками. Наши дети смотрят не только на курящих родителей, но и пьющих родителей.

Другая проблема – алкоголь. Надо признать, что пить и напиваться в России стало не стыдно. А водка стала вообще национальным достоянием и обязательным атрибутом истинно русского человека. «Алкогольные традиции» - тяжелое наследие прошлого.

А ведь 2/3 землян не употребляют алкоголь, не курят, не употребляют другие наркотики. 694 больших и малых народов, населяющих Землю, ведут ЗОЖ.

Общество, в котором живём мы и наши дети, школьное воспитание помогает сформировать навыки ЗОЖ, но на первом месте всегда будет семья. Дети во всём подражают родителям, даже если в подростковом возрасте отрицают это.

Семья –это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни, здоровью, воспитанию.

Образовательные, оздоровительные программы могут только помочь дополнить, обогатить знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут заменить.

Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети!

Ярослава Нимакаева
Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка»

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка .

Здравствуйте. Каждый день мы произносим это слово, встречаясь друг с другом. А задумывались ли вы, что оно означает?

Когда мы произносим «здравствуйте» , то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости и наше сердце открывается для искренних и добрых людей, мы желаем друг другу здоровья , так как слово «здравие означает здоровье .

А почему мы желаем ежедневно друг другу здоровья ? Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи , преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье , разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .

Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Здоровье -это состояние физического, духовного, социального благополучия.

Здоровый образ жизни - образ жизни , способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья .

Здоровый образ жизни предполагает : рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни . Здоровье зависит от многих факторов : стояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи , культуры педагогов и родителей.

Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности , нацеленных на то, чтобы человек

Умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

Владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

Постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

Самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье .

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального образа жизни студента .

Здоровый образ жизни - отличительная черта человеческой цивилизации. Он помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир ; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм ; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья : её образ жизни , привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.

Современные исследователи выделяют наиболее актуальные воспитательные функции семьи :

влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

в семье формируются те качества , которые нигде, кроме как в семье , формированы быть не могут ;

семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества : какая семья - такое общество ;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина , законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии .

Семья – это среда жизни и развития ребёнка , качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов :

Социально – культурного. Определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких .

Социально-экономического.

Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни )

На первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей . К этим средствам относятся : деятельность, общение, отношения.

Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.

Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, т. к. отношения-критерии развития семьи .

1 механизм : Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих , наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил , родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья

2 механизм : Является индификация - подражание своим родителям. Ориентация на родительский пример.

Хочется констатировать , что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Зарядка по утру : детей заставляем делать, а сами)

Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультуры. Занятия физкультурой должны быть повседневным мероприятием (Ну хотя бы утренняя зарядка)

Если только родители ведут здоровый образ жизни , они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни .

Необходимо в семьях вызывать детей на откровенные разговоры, что бы они делились с вами. Находить время на это, для того чтобы быть в курсе всех его дел. Самое главное в семье – это доверие . Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом.

Семья - это фундамент , на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья , так и губительным.

Семья и личность неотделимы. Выявить в самом себе и в каждом члене семьи все самое лучшее , развить и отдать на общее благо - самое главное назначение семьи ! Добрые примеры всех членов семьи , их духовная связь определяют «Семь-Я » . Из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье , поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для образования вне семейных отношений и связей. Нарушение семейных взаимоотношений могут стать причиной физических и психических жалоб.

Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой, что представляет собой надёжную антинаркотическую пропаганду, как для собственной семьи , так и для других семей. Физкультура и наркотики - несовместимы. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Посмотрев на красивое и сильное тело своего отца, ребёнок захочет иметь такое же, так как с рождения он подражает своим родителям. Занятия спортом способствуют развитию силы воли.

Занятия физкультурой в семье должны быть повседневным систематическим мероприятием (что ведёт к повышению работоспособности, улучшению настроения, как родителя, так и ребёнка; укреплению иммунитета каждого члена семьи : эмоциональная разрядка (стрессы, депрессии, следовательно, происходит укрепление внутрисемейных уз).

Необходимым моментом для родителей является поддержка контактов с учебными заведениями, местными властями. Родители должны обращать внимание детей на спортивные мероприятия (соревнования, эстафеты, массовые спортивно-художественные представления) под лозунгами пропаганды нового образа жизни , а также же не игнорировать СМИ в качестве источника спортивной информации и ЗОЖ .

Самое главное в семье - доверие . Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом. Особенно касается детей дошкольного и младшего - среднего школьного возраста. Ребенок очень восприимчив . Его легко ранить и обидеть. Он, словно губка, впитывает в себя всё то, что происходит вокруг него. Поэтому родителям его надо устраивать семейные походы, пикники, прогулки по набережной, выезды в город, организовывать «круглые столы» , заняться спортом, устраивать семейные соревнования и т. д. Главное, делать все, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким, всегда мог найти поддержку и совет в трудной ситуации.

Одному мудрецу задали вопрос : «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил : «Ни то, ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой предупреждал : «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье , только когда его у нас уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Закончим наше выступление притчей :

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили : “Нас зовут Здоровье , Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье , юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье , а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище.

Консультация для родителей

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

"Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,

Родители пример ему..."

Себастьян Брант

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" .

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

Уменьшение заболеваемости;

Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Каждому человеку хотелось бы быть здоровым, а все родители желают, чтобы их дети не болели. Это совершенно естественные и объяснимые желания, но мало кто знает о том, как нужно вести себя, чтобы они стали реальностью. На самом деле, здоровье индивида закладывается в самом раннем возрасте, и часто, еще до непосредственного появления на свет – на этапе внутриутробного развития. И если вы действительно хотите здоровья для себя и своих близких - будьте здоровы, и отталкивайтесь от того, что семья и здоровый образ жизни человека должны быть тесно связаны между собой.

В целом, здоровый образ жизни является тем ритмом существования, который помогает предупредить разного рода болезни и укрепить здоровье. Здоровый человек – это не идеал, а также не абстрактная ценность, это вполне достижимая норма для большинства из нас.

Наше здоровье и здоровье наших деток начинается с семьи. Именно первые полезные и вредные привычки мы можем увидеть среди семьи и родных людей. Каждый родитель, любящий своего ребенка, заботится о его самочувствии, правильном физическом и умственном развитии, и о здоровье в общем. При этом воспитание детей стоит рассматривать не только как большую радость, но и как огромную ответственность и постоянный труд.

Здоровый малыш с достаточным уровнем развития обладает высокой устойчивостью к агрессивному воздействию среды, он также устойчив к утомлению и отличается нормальной социальной и физиологической адаптированостью. Хорошее здоровье в семье – это на самом деле образ жизни. Мы выбираем его, если хотим достичь максимального благополучия.

И именно взрослые несут ответственность за формирование здорового образа жизни в семье и у ребенка навыков правильного отношения к собственному здоровью, а также умения заботиться о собственном теле.

Как показывает практика, рост детской заболеваемости напрямую зависит от образа жизни семьи. Ведь мало кто из родителей может стать действительно положительным примером здорового существования, так как многие имеют никотиновую и алкогольную зависимость, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и компьютерные игры нахождению на свежем воздухе и занятиям разными видами спорта. Многие из нас также совершенно не имеют представления, как правильно приобщить детей к здоровому образу жизни. Ведь важно не только сберечь ребенка от вредного влияния, но и создать его организму условия для повышения работоспособности и иммунитета.

Поэтому с раннего возраста в семье должны применяться и активно внедряться понятия о режиме дня, правильном питании и закаливании, а также должна формироваться привычка к движению.

Весьма важным фактором для поддержания здоровья всей семьи, в общем, и детей в частности можно назвать правильную организацию режима дня. Режим должен оптимально сочетать в себе время бодрствования и сна, удовлетворять потребности в пище, а также в деятельности, отдыхе и движении. Помимо того режим способствует появлению дисциплины, помогает сформировать многие полезные навыки и привыкнуть к определенному ритму. Крайне важно также согласовывать режим не только на будние дни, но и выходные.

Родителям следует приучать детей к полезным привычкам, чтобы этот процесс был непрерывным и составлял основу для становления характера. Так многие из нас могут рассказать малышам о своем детстве, вспомнить подвижные игры тех времен. Кроме того, крайне важную роль играет общность поколений. Родители учат детей создавать положительную атмосферу, помогают правильно отдыхать. Именно на своем примере нужно показывать предпочтение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Всей семьей стоит принимать участие в спортивных соревнованиях, пешеходных прогулках и пр. Родителям следует занять позицию активного участника, показывая деткам на практике, что именно важно для здоровья.

Собственный пример играет важную роль и при воспитании привычки к здоровому питанию. Дети должны интересоваться тем, как работает их организм и как можно сделать его еще сильнее и здоровее. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-либо, что ему не хочется. Так, если вся семья будет питаться исключительно правильно и систематически выполнять зарядку, то необходимость и нормальность такого поведения передастся и детям.

Для формирования здоровой личности в семье крайне важно проводить свободное время в общении друг с другом. Так в выходные всей семьей можно запланировать поход на стадион, в бассейн либо тренажерный зал, отправиться в лес или к реке, устроить лыжную прогулку или выбраться на каток.

Даже трудовая деятельность, которая не может быть особенно интересной, при семейном выполнении становится совершенно не скучной и помогает сформировать здоровые отношения внутри семьи. Так всем вместе хорошо убирать в квартире, благоустраивать территорию и заниматься приусадебным участком.

Формирование здорового образа жизни в семье помогает не только сделать тело здоровым и сильным. Правильный подход к такому ответственному занятию помогает ребенку научиться выстраивать отношения с родителями, сверстниками и прочими людьми. Кроме того соблюдение здорового образа на порядок снижает тревожность и агрессивность.

Такая внутрисемейная политика способствует укреплению семьи, улучшает не только физическое, но и духовное здоровье. Поэтому решение проблемы оздоровления всех без исключения членов семьи возможно лишь при соблюдении единой программы. Будьте здоровы!

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!