Строительный портал - Meerson

Анализ показателей декларации по налогу на прибыль. Анализ поступления налога на прибыль Анализ налога на прибыль в налоговой

Введение 3

1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам 5

1.1 Понятие и значение бюджета 5

1.2 Основные источники доходов бюджета 8

1.3 Виды налогов уплаченных предприятием в бюджет 12

1.4 Порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество 14

2. Анализ расчетов с бюджетом на примере ООО «Олеся» 17

2.1 Анализ налогооблагаемой прибыли 17

2.2 Анализ расчета налога на прибыль 19

2.3 Анализ налога на имущество предприятия 25

Заключение 31

Список литературы 33

Приложения 34

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что у любого предприятия в процессе финансово - хозяйственной деятельности возникают расчетные обязательства по налогам с бюджетом. Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее, сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера.

Расчеты с бюджетом осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства. Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов. Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни российских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем - на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).

Целью курсовой работы является анализ расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Задачи курсовой работы:

    раскрыть понятие и значение бюджета;

    охарактеризовать основные источники доходов бюджета;

    рассмотреть виды налогов, уплачиваемых в бюджет;

    исследовать порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество;

    провести анализ расчетов с бюджетом на примере предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих специалистов в области налогообложения, финансов, нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

Объектом исследования является ООО «Олеся». Предметом исследования выступают расчеты организации с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество.

1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам

1.1 Понятие и значение бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget - сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач - структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий - возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т. п.

Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

1.2 Основные источники доходов бюджета

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов - неналоговые доходы, к которым относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а
    также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том
    числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации,
    ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    иные неналоговые доходы.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных
    средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в
    государственной или муниципальной собственности, под залог или в
    Доверительное управление;

    средства от возврата государственных кредитов, бюджетных
    кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
    (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или
    дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее
    субъектам или муниципальным образованиям;

1.3 Виды налогов уплаченных предприятием в бюджет

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

В структуру налогов РФ в соответствии со ст. 12 НК РФ входят:

    федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ);

    региональные налоги и сборы (ст. 14 НК РФ);

    местные налоги и сборы (ст. 15 НК РФ),

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

Акцизы (гл. 22 НК РФ);

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. Законодательные органы определяют налоговые ставки в соответствии с НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности. Кроме того, региональный законодатель правомочен также вводить налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами.

Региональные налоги и сборы включают:

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Специальными налоговыми режимами являются:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги включают:

Налог на имущество физических лиц;

Земельный налог (гл. 31 НК РФ).

1.4 Порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество

Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф.

Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком (П):

Д - доходы организации, руб.;

Р - расходы организации, руб.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является год; отчетным периодом может быть или квартал, или месяц.

Расчет налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала налогового периода (года) до окончания отчетного периода (квартала, месяца)

Н пр = П * Спр / 100 – Нпр-1

где П - налоговая база (прибыль) по налогу на прибыль

Спр - ставка налога на прибыль,

Нпр-1 - налог на прибыль, начисленный в предыдущий отчетный период, руб.;

Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%.

Налоговая база (прибыль) для исчисления налога на прибыль (П) определяется следующим образом:

П = Д - Р = Др – Рр + Двн - Рвн

где Д р - доходы от реализации товаров

Д вн - внереализационные доходы,

Рр - расходы, связанные с реализацией

Рвн - внереализационные расходы.

2. Анализ расчетов с бюджетом на примере ООО «Олеся»

2.1 Анализ налогооблагаемой прибыли

ООО «Олеся» производит собственную продукцию и торгует оптом покупными товарами. Обособленных подразделений у организации нет. Организация уплачивает ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Сумма авансового платежа по налогу на прибыль, причитающаяся к уплате в бюджет за 9 месяцев 2006 г., исчислена в сумме 720 800 руб. Авансовые платежи на IV квартал начислены в сумме 230 900 руб. Таким образом, сумма авансовых платежей, начисленных в 2006 г., - 951 700 руб. (720 800 руб. + 230 900 руб.).

Доходы, полученные организацией за 2006 г., представлены в табл.1.

Таблица 1

Доходы ООО «Олеся» за 2006 год

Расходы организации, на которые можно уменьшить доходы, представлены в табл.2.

Таблица 2

Расходы ООО «Олеся» за 2006 год

В сентябре 2006 г. ООО «Олеся» реализовало автомобиль. От сделки получен убыток в сумме 60 200 руб. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль за 2006 г. организация может на сумму 22 575 руб.

Поскольку убыток от реализации амортизируемого имущества учитывается в целях налогообложения в порядке, изложенном в п. 3 ст. 268 НК РФ, бухгалтер должен заполнить декларацию по налогу на прибыль в следующей последовательности - Приложения № 3, 1 и 2 к листу 02, лист 02, подраздел 1.1 разд. 1, титульный лист. Порядок заполнения декларации представлен в следующем пункте работы.

Расчет налогооблагаемой прибыль представлен в п.2.3 данной работы.

2.2 Анализ расчета налога на прибыль

Данные о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль представлены в табл.3.

Таблица 3

Динамика налоговых платежей по налогу на прибыль ООО «Олеся» за 2005-2006гг.

Данные таблицы 3 показывают, что за два года произошло увеличение общей суммы уплачиваемых налогов на 173,9 тыс. руб. Налоговые платежи по налогу на прибыль при этом выросли на 318,6 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением налогооблагаемой базы. Доля налога на прибыль в общей сумме налогов предприятия составляет 61,3% в 2005г. и 69,4% в 2006г.

Рассмотрим пример расчета налога на прибыль и заполнение декларации по налогу на прибыль за 2006г .

Приложение № 3 к листу 02

По строке 010 отражается количество сделок по реализации амортизируемого имущества в налоговом периоде - 1, по строке 020 из этого количества указывается число операций, совершенных с убытком, - 1.

После Приложения № 3 заполняется Приложение № 1 к листу 02.

Приложение № 1 к листу 02

По строке 011 указывается выручка от реализации товаров собственного производства - 18 158 000 руб., а по строке 012 - выручка от реализации покупных товаров - 8 435 000 руб.

По строке 100 указывается сумма внереализационных доходов, полученная в 2006 г.:

17 000 руб. + 72 000 руб. = 89 000 руб.

После Приложения № 1 заполняется Приложение № 2 к листу 02.

Приложение № 2 к листу 02

Первой в Приложении № 2 заполняется строка 010. Чтобы ее заполнить, нужно рассчитать сумму прямых расходов, относящихся к реализованной продукции собственного производства.

Сумма прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров собственного производства, равна:

По строке 040 отражаются все косвенные расходы, понесенные организацией в налоговом периоде и связанные с производством и реализацией продукции собственного производства и по торговым операциям. В этой строке не учитываются расходы, признаваемые в целях налогообложения в особом порядке. В нашем примере в показатель этой строки не включается остаточная стоимость реализованного автомобиля. Показатель строки 040 равен:

По строкам 042 - 070 ставятся прочерки, поскольку расходов, отражаемых по этим строкам, у организации не было.

По строке 080 указывается остаточная стоимость реализованного автомобиля. В эту строку переносится показатель строки 280 Приложения № 3 - 250 600 руб.

По строке 100 указывается сумма убытка от реализации автомобиля, учитываемая в целях налогообложения в 2006 г., - 22 575 руб.

По строке 110 отражается общая сумма расходов, учитываемых в целях налогообложения. Эта строка равна:

…………….

По строке 400 справочно указывается сумма амортизации, начисленной за налоговый период:

385 000 руб. + 101 300 руб. = 486 300 руб.

Все необходимые Приложения заполнены. Теперь заполняется лист 02.

Лист 02

В строки 010 - 050 переносятся показатели из соответствующих приложений:

в строку 010 - показатель строки 040 Приложения № 1 - 26 783 400 руб.;

в строку 020 - показатель строки 100 Приложения № 1 - 89 000 руб.;

в строку 030 - показатель строки 110 Приложения № 2 - 19 322 775 руб.;

в строку 040 - показатель строки 200 Приложения № 2 – 49 036 руб.;

в строку 050 - показатель строки 290 Приложения № 3 - 60 200 руб.

Теперь можно определить, какую сумму прибыли получила организация за налоговый период. Она определяется следующим образом:

Сумма налога на прибыль по организации составляет:

7 578 525 руб. х 24% = 1 818 846 руб.

Этот показатель отражается по строке 180.

В бюджет субъекта Российской Федерации - 1 326 242 руб. (7 578 525 руб. х 17,5%). Эта сумма указывается по строке 200.

………………

Организация не получала доходы и не уплачивала налог на прибыль за пределами Российской Федерации, поэтому по строкам 240 - 260 ставятся прочерки.

Теперь можно перейти к заполнению разд. 1.

По строке 190 указывается сумма налога за налоговый период. Для этого налоговую базу (строка 160) умножаем на налоговую ставку (строка 180) и делим на 100. Сумма налога на имущество у ООО «Олеся» за 2006 г. равна:

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.

Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф. Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговым периодом по налогу на прибыль является год; отчетным периодом может быть или квартал, или месяц. Расчет налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала налогового периода (года) до окончания отчетного периода (квартала, месяца). Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%.

Налог на имущество – форма обложения налогом стоимости имущества, находящегося в собственности налогоплательщика юридического лица. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Практическое исследование расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество было проведено на примере ООО «Олеся». Анализ проведен за 2005-2006гг. Исследование показало, что за два года произошло увеличение общей суммы уплачиваемых налогов на 173,9 тыс. руб. Налоговые платежи по налогу на прибыль при этом выросли на 318,6 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением налогооблагаемой базы. Доля налога на прибыль в общей сумме налогов предприятия составляет 61,3% в 2005г. и 69,4% в 2006г. Налоговые платежи по налогу на имущество выросли на 7 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением остаточной стоимости основных средств. Доля налога на имущество в общей сумме налогов незначительна и составляет 1,7% в 2005г. и 1,9% в 2006г.

Также в работе показаны примеры расчета налога на прибыль и налога на имущество, а также порядок заполнения налоговой декларации по налогам.

Список литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая. – М.: Омега-Л, 2007. – 704с.

    Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. - М.: Юрайт, 2004. – 547с.

    Бюджетная система России / Под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. – 610с.

    Волошин Д.А. Все новое о налоге на прибыль. – М.: Главбух, 2006. – 200с.

    Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. – Ростов – н/д: Феникс, 2006. – 325 с.

    Иванов М. Налог на имущество: правила упрощаются //Учет. Налоги. Право – Урал. – 2006. - № 16.

    Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2006. – 365 с.

    Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 432 с.

    Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 251 с.

    Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова/ М.- 2006 г. – 345с.

    Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.

    Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Проспект. , 2006. – 634с.

    http://www.nalog.ru – сайт Федеральной Налоговой Службы РФ

Задачи, содержание и информационное обеспечение анализа использования прибыли.

Лекция № 8

1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 424 с.

2. Панков В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. - Экономический анализ. Теория и практика. 1 (16) – 2004 январь.

3. Панков В.В. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. - Экономический анализ. Теория и практика. 2 (17) – 2004 февраль.

4. Погостинская Н.Н., Погостинский Ю.А. Системный анализ финансовой отчетности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 96 с.

5. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Мастерстуво, 2001. – 336 с.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.- 400 с.

7. Финансы. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.В. Ковалева. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 512 с.


Перманентный капитал – его составляющими являются III и IV разделы пассива баланса (Капитал и резервы и Долгосрочные обязательства

Тема: Анализ распределения и использования прибыли (2 часа)

Цели и задачи: научить методике проведения факторного анализа чистой прибыли и определить резервы использования чистой прибыли предприятия.

Учебные вопросы :

1. Задачи, содержание и информационное обеспечение анализа использования прибыли.

2. Анализ налогов на прибыль.

3. Анализ формирования чистой прибыли.

4. Анализ распределения и использования чистой прибыли.

5. Анализ дивидендной политики предприятия.

Учебная информация

Балансовая прибыль, формируемая на предприятии распределяется по двум направлениям:

1) одна часть идёт на выплату налогов и сборов → поступает в бюджет государства и используется на нужды общества;

2) вторая часть остаётся в распоряжении предприятия, из которой производятся отчисления в благотворительные фонды, выплату % за кредит, экономических санкций и других расходов, покрываемых за счёт прибыли.

Оставшаяся сумма – чистая прибыль, которая используется на расширение производства, материальное поощрение работников, пополнение оборотного капитала, на выплату дивидендов. Так в чём содержание данного анализа? Содержание в том, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет; руководство предприятия стремится направить большую сумму прибыли на расширение воспроизводство; а работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Важно, чтобы соблюдались пропорции между этими тремя направлениями. Если уменьшится доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведёт к снижению материальной заинтересованности работников и к снижению эффективности производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда реальная заработная плата падает, определяется индекс реальной оплаты : , если реальная оплата уменьшается или остаётся на одном уровне, или , но не так, как на других предприятиях работники будут требовать увеличения. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли и основную роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.



Задачами анализа являются :

Изучить факторы изменения налогооблагаемой прибыли;

Определить размер ЧП и отчисления в фонды;

Определить выплаченных дивидендов;

Найти оптимальные резервы для устойчивого функционирования предприятия.

Источники информации : для анализа используется Закон о налогах и сборах, инструкции и указания Министерства финансов, Устав предприятия, данные бухгалтерского отчёта «О прибылях и убытках», отчёт о движении капитала, расчётный счёт №81 «Использование прибыли», расчёт налогов на имущество, на прибыль, на доходы.

Данный анализ начинается с изучения их состава и структуры.

В данном случае определяется структура, анализируется изменение по плану и за прошлый период. Далее определяют факторы, влияющие на изменение суммы налогов.

Изменение суммы налога на имущество (Н им) может произойти за счёт увеличения или уменьшения среднегодовой стоимости имущества (И м) и ставки налога на имущество (С н): , таким образом можно установить влияние каждой составляющей на сумму данного налога:

или - за счёт ставки налога;

0 – плановая или базовая величина;

1 – отчётный год.

Налог на доходы : зависит от налогооблагаемых доходов и ставок налогообложения. Чтобы рассчитать влияние данных факторов, на изменение суммы налога, необходимо изменение величины каждого вида или общей суммы налогооблагаемого дохода умножить на плановую ставку налогообложения; а изменение уровня ставки – на фактическую налогооблагаемого дохода. Т.е. как в предыдущей формуле.

Сумма налога на прибыль (Н п) может измениться за счёт величины налогооблагаемой прибыли (П н) и ставки налога на прибыль (С н): ;

1.3) Внереализационные финансовые результаты.

3-ый уровень:

1.1.1. Объём реализации продукции.

1.1.2. Структура продукции.

1.1.3. Средние цены реализации.

1.1.4. Себестоимость продукции.

1.3.1. От ценных бумаг.

1.3.2. От сдачи в аренду основных средств.

1.3.4. От списания долгов.

4-ый уровень:

1.1.5. продукции:

В т.ч. роста цен на ресурсы;

Роста ресурсоёмкости.

Все перечисленные факторы умножаются на их изменение по сравнению с базисным показателем и ставкой налога за отчётный период.

Е.В. Попова,
аттестованный аудитор,
член Палаты налоговых консультантов
АУДИТОР
№11, 2010

В статье рассматривается методика анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль , проведение которого необходимо на этапе планирования проверки по разделу аудита «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».

Анализ показателей бухгалтерской отчетности организаций является необходимым этапом, проводимым при планировании аудита. Целями данного этапа являются предварительная проверка отчетности, а также понимание деятельности аудируемого лица и выявление областей возможного риска, необходимые при определении характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур.

В статье предложена методика анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, проведение которого необходимо на этапе планирования проверки по разделу аудита «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».

Методика проведения такого анализа может быть использована аудитором также при выполнении обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения негативной уверенности в заключении по результатам такой проверки. Это позволит получить достаточные надлежащие доказательства, необходимые при выражении аудитором мнения об отсутствии каких-либо фактов, которые дали бы основания полагать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующего субъекта не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение хозяйствующего субъекта на конец отчетного года и результаты его финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год (в отношении показателей, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль).

Описанная в статье методика анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, эффективна при ее использовании в рамках планирования налогового аудита расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. Такой анализ дает изначальное представление о возможных несоответствиях данных и «узких местах», подлежащих детальной проверке, что помогает более рациональной и эффективной организации процесса по составлению плана и программы налогового аудита.

Основными направлениями анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, в целях выявления возможных несоответствий и противоречий являются:

проверка взаимоувязки соответствующих показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, их соответствия данным регистров учета;

анализ соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом их динамики и соотношений.

Информационная база анализа

Информационная база, используемая аудитором при анализе бухгалтерской отчетности, включает:

нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерской отчетности, отражающих расчеты по налогу на прибыль;

приказ об учетной политике организации;

регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского и налогового учета.

Основными нормативно-правовыми актами , применяемыми аудируемым лицом при отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, являются следующие:

Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н;

приказ Минфина России от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» 1 ;

1 Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступает в силу приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, утвержденные Минфином России 23.04.04, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 22.04.04 № 25.

Аудируемое лицо при расчете налогооблагаемой прибыли и отражении данных в налоговой декларации по налогу на прибыль в первую очередь использует следующие основные нормативно-правовые акты:

международные соглашения и конвенции, регулирующие отдельные моменты налогообложения;

ГК РФ и НК РФ;

приказ Минфина России от 05.05.08 № 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения».

Ответственность за соблюдение аудируемым лицом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также за предотвращение и обнаружение фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации несет руководство аудируемого лица.

Анализ учетной политики проводится аудитором на предмет правильности выбора аудируемым лицом одного из способов отражения в бухгалтерской отчетности показателей, связанных с расчетом по налогу на прибыль.

1. Согласно п. 3 ПБУ 18/02 информация о постоянных и временных разницах может формироваться в бухгалтерском учете :

на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета;

в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.

Один из предложенных способов формирования информации о постоянных и временных разницах должен быть закреплен в учетной политике организации.

2. Согласно п. 19 ПБУ 18/02 отражение отложенных налоговых активов и обязательств в бухгалтерском балансе возможно двумя способами :

развернутой суммой в активе и пассиве бухгалтерского баланса ;

сальдированной (свернутой) суммой в активе или пассиве бухгалтерского баланса.

Отражение в бухгалтерском балансе сальдированной суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.

Один из предложенных способов отражения отложенных налогов должен быть закреплен в учетной политике организации.

3. Согласно п. 22 ПБУ 18/02 определение величины текущего налога на прибыль в целях его отражения в Отчете о прибылях и убытках может быть произведено :

на основании данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль;

на основании налоговой декларации по налогу на прибыль. В этом случае величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Один из предложенных способов определения текущего налога на прибыль должен быть закреплен в учетной политике организации.

При проведении анализа учетной политики для целей налогового учета аудитор должен получить представление:

о порядке ведения налогового учета, выбранном организацией (ст. 313 НК РФ);

о формах налоговых регистров, применяемых в организации (ст. 313 НК РФ).

К регистрам бухгалтерского учета , по данным которых происходит формирование показателей бухгалтерской отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, относятся:

данные по счету 99 «Прибыли и убытки» (обороты счета и сальдо на конец проверяемого периода);

данные по счету 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль» (обороты счета и сальдо на конец проверяемого периода);

данные об оборотах между счетами 99 «Прибыли и убытки» и 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль»;

данные об оборотах между счетами 99 «Прибыли и убытки» и 84 «Нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет»;

данные по счету 09 «Отложенные налоговые активы» (обороты счета и сальдо на конец проверяемого периода);

данные об оборотах между счетами 99 «Прибыли и убытки» и 09 «Отложенные налоговые активы»;

данные по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» (обороты счета и сальдо на конец проверяемого периода);

данные об оборотах между счетами 99 «Прибыли и убытки» и 77 «Отложенные налоговые обязательства».

В целях проверки достоверности данных регистров бухгалтерского учета, отражающих сведения о величине отложенных налогов и постоянных налоговых обязательствах (активах), а также задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль, используются регистры налогового учета , содержащие информацию:

о суммах временных разниц, приводящих к уменьшению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах;

о суммах временных разниц, приводящих к увеличению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах;

о суммах постоянных разниц, участвующих в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в бухгалтерском (налоговом) учете, но не принимаемых для расчета налоговой базы в налоговом (бухгалтерском) учете как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчётности, отражающих расчёты по налогу на прибыль

Показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, подлежащими сравнению, являются следующие:

а) в бухгалтерском балансе (форма № 1) 2:

строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

строка 145 «Отложенные налоговые активы»;

строка 515 «Отложенные налоговые обязательства»;

2 Номера строк и их названия приведены в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.03 № 67н.

б) в отчете о прибылях и убытках (форма №2):

строка 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения»;

строка 141 «Отложенные налоговые активы»;

строка 142 «Отложенные налоговые обязательства».

строка 150 «Текущий налог на прибыль»;

строка 190 «Чистая (прибыль) убыток отчетного периода»;

строка 200 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;

в)в налоговой декларации по налогу на прибыль:

строка 180 листа 02 «Текущий налог на прибыль».

Проверка взаимоувязки показателей, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, проводится аудитором в два этапа.

На первом этапе аудитору следует руководствоваться формулой проверки, по существу вытекающей из требований п. 21 ПБУ 18/02 , согласно которым «текущим налогом на прибыль признается налог на при быль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода» .

Формула проверки имеет следующий вид:

Текущий налог на прибыль = Условный расход (доход) по налогу + ПНО - ПНА + Изменение ОНА - Изменение ОНО,

где ПНО - постоянное налоговое обязательство;

ПНА - постоянный налоговый актив;

ОНА - отложенный налоговый актив;

ОНО - отложенное налоговое обязательство.

При получении в налоговом учете по данным отчетного (налогового) периода убытка итогом вышеуказанной формулы должен быть ноль.

Если приведенное равенство не выполняется, то очевидно, что присутствующие в формуле показатели содержат ошибку. Одним из способов обнаружения такой ошибки, рекомендуемым Минфином России , является проверка сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива (обязательства). Такая проверка проводится путем сопоставления текущего налога на прибыль, взятого из налоговой декларации, с условным расходом и постоянным налоговым обязательством (активом), взятыми из отчета о прибылях и убытках (формы № 2):

в случае превышения данных строки 141 над данными строки 142 формы № 2 возникает сальдированная сумма ОНА, вели чина которой определяется следующим об разом:

Сальдированная сумма ОНА = Текущий налог на прибыль - Условный расход (доход) по налогу - ПНО + ПНА;

в противоположной ситуации возникает сальдированная сумма ОНО, определяемая по формуле:

Сальдированная сумма ОНО = Условный расход (доход) по налогу + ПНО - ПНА - Текущий налог на прибыль.

На втором этапе аудиторомпроверяется правильность формирования данных бухгалтерской отчетности путем их соотнесения с показателями регистров учета и. налоговой декларации, а также проведения взаимоувязки показателей формы № 1 и формы №"2. Порядок сопоставления данных, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, приведен в табл. 1.

В табл. 2 приведен пример рабочего документа, в котором обобщается работа аудитора, проведенная в отношении сопоставимости показателей учета и отчетности и их взаимоувязки.

Таблица 1. Сопоставимость данных синтетического учета и регистров налогового учета сданными бухгалтерской и налоговой отчетности

Показатели Регистры бухгалтерского учета Регистры налогового учета и отчетности Данные бухгалтерского баланса Данные отчета о прибылях и убытках
Прибыль до налогообложения Данные оборотов по счету 99, отражающие финансовый результат без учета налогов и иных отчислений от чистой прибыли X X Строка 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения»
Условный расход (доход) по налогу на прибыль Обороты по счету 99 в корреспонденции со счетом 68 (субсчет «Налог на прибыль»), связанные с начислением условного расхода (Дт 99 Кт 68) и условного дохода (Дт 68 Кт 99) X X Данные строки 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения», умноженные на ставку налога на прибыль
Чистая прибыль (убыток) Обороты по счету 99 в корреспонденции со счетом 84, производимые при реформации: прибыль -Дт 99 Кт 84; убыток -Дт 84 Кт 99 X Изменение данных по строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»* Строка 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода»*
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Сальдо по счету 84 на конец отчетного периода X Строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на конец отчетного периода X
Текущий налог на прибыль Сальдо по счету 68 на конец отчетного периода (субсчет «Налог на прибыль»)** Данные декларации по налогу на прибыль по сроке 180 листа 02 Частичное изменение данных по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам» (в части налога на прибыль) Строка 150 «Текущий налог на прибыль»
Изменение ОНА Сальдо дебетового и кредитового оборота по счету 09 Суммы временных разниц, относящихся к отчетному периоду, приводящих к уменьшению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах, умноженные на ставку налога на прибыль Изменение данных по строке 145 «Отложенные налоговые активы» УП Строка 141 «Отложенные налоговые активы»
Изменение ОНО Сальдо кредитового и дебетового оборота по счету 77 Суммы временных разниц, относящихся к отчетному периоду, приводящих к увеличению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах, умноженные на ставку налога на прибыль Изменение данных по строке 515 «Отложенные налоговые обязательства» УП Строка 142 «Отложенные налоговые обязательства»
Остаток ОНА на конец отчетного периода Сальдо по счету 09 на конец отчетного периода Суммы накопленных и непогашенных - временных разниц, приводящих к уменьшению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах, умноженные на ставку налога на прибыль Строка 145 «Отложенные налоговые активы» на конец отчетного период УП X
Остаток ОНО на конец отчетного периода Сальдо по счету 77 на конец отчетного периода Суммы накопленных и непогашенных временных разниц, приводящих к увеличению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах, умноженные на ставку налога на прибыль Строка 515 «Отложенные налоговые обязательства» на конец отчетного периодауп X
Списание ОНА Обороты по дебету счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 09 Суммы временных разниц, накопленных ранее и относящихся к выбывшим в отчетном периоде активам, не приводящих к уменьшению или увеличению налогооблагаемой прибыли в периодах, следующих за отчетным, умноженные на ставку налога на прибыль X Строка «Списание отложенных налоговых активов»
Списание ОНО Обороты по дебету счета 77 в корреспонденции с кредитом счета 99 X Строка «Списание отложенных налоговых обязательств»
Начисление ПНО (ПНА) Обороты по счету 99 в корреспонденции со счетом 68 (субсчет «Расчет налога на прибыль»), связанные с начислением ПНО (Дт 99 Кт 68) и ПНА (Дт 68 Кт 99) Суммы постоянных разниц, участвующих в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в бухгалтерском (налоговом) учете, но не принимаемых для расчета базы в налоговом (бухгалтерском) учете как отчетного, так и последующих отчетных периодов, умноженные на ставку налога на прибыль X Строка 200 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»

* Данные формы № 1 и формы № 2 будут совпадать, если по итогам отчетного периода организацией не производилось распределение чистой прибыли, например на выплату дивидендов.

** Данные регистров бухгалтерского учета не будут отражать текущий налог на прибыль, если у организации на отчетную дату отсутствует переплата (недоплата) по налогу на прибыль, а также начисленные, но неоплаченные пени и штрафы. При переплате налога на прибыль у организации будет возникать дебиторская задолженность, отражаемая в бухгалтерском балансе по строке 240 «Краткосрочная дебиторская задолженность».

УПБ - при закреплении в учетной политике организации способа отражения временных разниц в бухгалтерском балансе свернуто (путем их сальдирования) отмеченные показатели будут совпадать в их сальдированной сумме.

Анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчётности, отражающих расчёты по налогу на прибыль

Основным инструментом при проведении анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является применение аналитических процедур. При их применении аудитор осуществляют анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучает связь этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причины возможных отклонений от такой информации (п. 3 ФСАД № 20 ).

Таблица 2. Анализ сравнения результатов синтетического учета и регистров налогового учета с данными бухгалтерской и налоговой отчетности

Показатели Данные, тыс. руб. Анализ соотношения данных (расхождения)
Формы №1 Формы №2 Декларации по налогу на прибыль бухгалтерского учета Формы №1 и формы №2 Формы №1 и декларации Формы №1 и бухгалтерского учета Формы №2 и декларации Формы №2 и бухгалтерского учета декларации и бухгалтерского учета
1 2 3 4 5 6 = 2-3 7 = 2-4 8 = 2-5 9 = 3-4 10 = 3-5 11 =4-5
Изменение ОНА X X X X
Изменение ОНО X X X X
ОНА на конец отчетного периода X X X X X X X
ОНО на конец отчетного периода X X X X X X X
Текущий налог на прибыль (сальдо по счету 68 субсчет «Расчет налога на прибыль») X X X X
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода X X X X
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) X X X X X X X
Прибыль (убыток) до налогообложения X X X X X X X
Прочие расходы из чистой прибыли X X X X X X X
Списание ОНА X X X X X X X
Списание ОНО X X X X X X X
Постоянные налоговые обязательства (активы) X X X X X X X
Дебиторская задолженность по налогам и сборам X X X X X
Кредиторская задолженность по налогам и сборам X X X X
Условный расход по налогу на прибыль X X X X X X X
Условный доход по налогу на прибыль X X X X X X X

При определении круга аналитических процедур в ходе предварительного планирования проверки аудитором расчетов по налогу на прибыль целесообразно воспользоваться общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Такие критерии были разработаны налоговой службой и утверждены приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/ 333@ . Рассмотрим наиболее важные из них, которые имеют непосредственное отношение к налогу на прибыль и помогают установить значимые области проверки.

1. Налоговая нагрузка у проверяемого экономического субъекта ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по конкретному виду экономической деятельности) .

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности по налогам и сборам и оборота (выручки) организации по данным бухгалтерской отчетности.

2. Отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (двух и более календарных лет) .

Поскольку предпринимательская деятельность направлена на получение дохода (прибыли), то его отсутствие должно привлечь внимание аудитора.

3. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) .

При анализе выявляется несоответствие темпов роста расходов (ТРРно) по сравнению с темпом роста доходов (ТРДнс) по данным налоговой отчетности и темпов роста расходов (ТРРбо) по сравнению с темпом роста доходов (ТРДбо), отраженными в бухгалтерской отчетности:

ТРРно/ТРДно и ТРРбо/ТРДбо

Такое несоответствие имеет место в случае, когда при существенном повышении выручки одновременно уменьшается сумма налога на прибыль, что может свидетельствовать о применении различных фискальных схем.

4. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета экономического субъекта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики .

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного финансового результата от продаж (прибыли (убытка) от продаж) и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Отрицательный сальдированный финансовый результат от продаж указывает на убыточность деятельности организации.

Рентабельность активов представляет собой соотношение сальдированного финансового результата (прибыли (убытка) до налогообложения) и стоимости активов организации (валюты баланса). Отрицательный сальдированный финансовый результат от продаж указывает на убыточность деятельности организации.

Отклонение рентабельности по данным бухгалтерского учета в меньшую сторону от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более может свидетельствовать о завышении экономическим субъектом расходов.

Получив значения всех описанных коэффициентов, аудитор проводит их дальнейший анализ путем сравнения со средними по отрасли, виду деятельности аудируемого лица. В случае наличия убытка или необоснованного завышения расходов (снижения уровня рентабельности, налоговой нагрузки) необходимо назначить процедуры по установлению причин возникновения убытка, завышения уровня расходов.

Итогом процедур анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть обобщение результатов анализа в один рабочий документ аудитора, где наглядно будут показаны все расхождения и несоответствия, установленные аудитором.

По выявленным расхождениям и несоответствиям аудитору необходимо получить объяснения руководства аудируемого лица и соответствующие аудиторские доказательства. Изучение необычных отклонений и взаимосвязей, как правило, начинается с запросов, представленных руководству аудируемого лица.

При получении ответов на запросы аудитор (п. 17 ФСА № 20):

предпринимает попытку подтвердить ответы руководства аудируемого лица, например, путем сравнения их с информацией, которой он располагает, и прочими доказательствами, полученными в ходе аудита;

рассматривает вопрос о необходимости применения других аудиторских процедур, основанных на результатах запросов, в случае если руководство аудируемого лица оказалось не в состоянии дать разумные объяснения или если такие объяснения не могут быть признаны аудитором убедительными.

После получения полной картины об анализируемых показателях и выявления значимых областей проверки аудитор может приступать к составлению плана и программы аудита.

Если проводимые аудитором процедуры не выявили отклонений от ожидаемых закономерностей, а также отсутствуют взаимосвязи, противоречащие друг другу, то в этом случае можно говорить только о том, что при данной величине налога на прибыль аудируемое лицо с большой степенью вероятности верно отражает операции, связанные с начислением и расчетом налога на прибыль в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В то же время представленные в статье процедуры не подтверждают правильности расчета самого налога и порядка отражения доходов и расходов в налоговом учете. Их применение при планировании аудита поможет сориентировать аудитора в выборе дальнейших процедур по существу.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 20 «Аналитические процедуры». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Совмещение бухгалтерского учета с налоговым при налогообложении прибыли. Порядок составления налоговой декларации по налогу на прибыль. Отражение в бухгалтерском учете ООО "Консалт Гео Групп" сумм налога на прибыль, применение информационных технологий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономическая сущность налога на прибыль, объекты налогообложения. Особенности формирования прибыли в бюджет на предприятии ООО "Реахим-Сервис"; расчет налога на прибыль, заполнение налоговой декларации. Автоматизация налогового учета в 1С:Бухгалтерия 8.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2013

    Аспекты налога на прибыль как экономической категории и анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий в законодательно-нормативных актах РФ. Механизм исчисления доходов и расходов, а также уплаты и контроля налога на прибыль.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2009

    Понятие и виды прибыли. Группировка расходов и доходов для цели налогообложения. Налоговый учет в организации. Налог на прибыль: сущность, ставки и сроки уплаты. Расчет налога на прибыль ЗАО "Омега". Основные изменения декларации по налогу на прибыль.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Характеристика элементов налога на прибыль организаций. Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли. Анализ поступления налога на прибыль в бюджеты различных уровней. Анализ налоговой нагрузки предприятия и влияние налога на прибыль на нее.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2012

    Налог на прибыль как элемент налоговой системы. Плательщики налога на прибыль. Ставки налога на прибыль организаций. Льготы по налогу на прибыль. Порядок уплаты налога на прибыль, его влияние на цену. Налогообложение прибыли иностранных юридических лиц.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Сущность и роль прибыли в условиях рыночной экономики. Формирование прибыли на предприятии. Учет финансовых результатов и расчетов по налогу на прибыль. Порядок использования прибыли после налогообложения, использование нераспределенной прибыли.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2008

    Теоретические аспекты учета и основные характеристики налога на прибыль. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов, порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете. Практика организации учета.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

Анализ налога на прибыль организации на примере ООО «Строймагнат»

Рассмотрим механизм взимания налога на прибыль организаций на примере ООО «Строймагнат».

Прибыль, которая подлежит налогообложению рассчитывается на основе 4-х составляющих:

доходы от реализации;

расходы,которые уменьшают сумму доходов от продажи;

внереализационные доходы;

внереализационные расходы.

Прибыль рассчитывается нахождением суммы доходов и расходов по всем критериям хозяйственной деятельности (отвечающих за продажу и внереализационную деятельность организыции), нарастающим итогом с начала года.

При выявлении доходов исключаются суммы налогов, предъставленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком. На данный момент к этим налогам относятся НДС, акцизы и другие обязательные платежи.

Выявление доходов происходит на основании первичных и других документов, доказывающих полученные налогоплательщиком доходы, и документы налогового учета.

При определении налоговой базы не учитываются многие доходы, полученные в виде целевого финансирования и целевых поступлений, при расчетах с учредителями, в результате осуществления государственных программ, а также денежные средства и имущество, которые при их получении не переходят навсегда в собственность организации.

Выручка от реализации товаров в виде собственного производства и ранее приобретеных,а также выручка от реализации имущественых прав является доходами от реализации. Выручка от реализации рассчитывается вытекая из всех поступлений, согласованных с расчетами за реализованные товары и имущественные права.

Внереализационные доходы - это доходы, не связанные с реализацией товаров, работ, услуг, определенные в соответствии со статьей 250 НК РФ.[ ст. 250 НК РФ]

Во время рассчета прибыли целью налогообложения выступает правильность определения себестоимости продукции. Именно на этом этапе чаще всего допускаются ошибки финансовыми и бухгалтерскими службами организыций. Очень важно отследить такие ошибки, так как завышенный уровень себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. В себестоимость включаются не все установленные фактом затраты. Есть типы затрат, которые можно произвести только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Иные затраты входят в себестоимость, но не полностью, а лишь в пределах утвержденных нормативов. Примером таких затрат выступают командировочные расходы, представительские расходы и т.д.

В себестоимость продукции включаются:

затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией производства;

затраты, связанные с использованием природного сырья, земель, древесины, воды и т.д.;

затраты на подготовку и освоение производства;

затраты накопительного характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции;

затраты на проведение опытно-экспериментальных работ, изобретательскую и рационализаторскую деятельность;

затраты по обслуживания производственного процесса;

текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов природного назначения: очистных сооружений, фильтров, расходы по очистке сточных вод и т.п.;

затраты, связанные с управлением производством;

затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, где отсутствует транспорт общего пользования;

отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление;

налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

износ по нематериальным активам;

оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработной платы, осуществлению факторинговых операций.

Рассмотрим формирование доходов в ООО «Строймагнат» за 2013-2015 года на таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Доходы, полученные ООО «Строймагнат» за 2013-2015 гг. (руб.)

Из таблицы 2.1 видно, что организация достигла немалых результатов в 2015 г., что доказывает увеличение объема выручки на 16,5% в сравнении с 2014 г. и на 9,4% в сравнении с 2013 г. Такой рост доходов означает увеличение выручки от реализации товаров собственного производства и внереализационных доходов.

Если соотнести итоги 2014 г. с 2013 г. можно заметить, что произошел спад уровня доходов на 11,6% в частности из за снижения выручки от реализации произведеной продукции в следствии уменьшения спроса на произведенные товары, а также выручки от реализации основных средств.

Рассмотрим расходы ООО «Строймагнат», связанные с производством и реализацией продукции. Для начала стоит выявить что относится к данным расходам.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.[ ст. 265 НК РФ]

Затраты организации в зависимости от их вида, а также условий осуществления и направлений деятельности предприятий делятся на 2-е группы:

расходы, связанные с производством и реализацией, которые включают:

расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

Внереализационные расходы.[ Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99]

В случае, когда какие-то затраты отнесеносятся одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик может самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет эти затраты.

Кроме того, расходы, связанные с производством и реализацией подразделяются на:

косвенные.[ ст. 318 НК РФ]

К прямым расходам относят:

материальные расходы (затраты на приобретение сырья и материалов, а также комплектующих);

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг);

сумма ЕСН, начисленного на оплату труда производственного персонала;

амортизация основных средств, которые используются при производстве товаров (работ, услуг).[ ст. 318 НК РФ]

Все остальные расходы (кроме внереализационных) для целей налогообложения относят к косвенным. На прямые и косвенные расходы подразделяются в том случае, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления. [ ст. 318 НК РФ]

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного периода.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде, также относится к расходам текущего отчетного периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

Тщательнее исседуем формирование прямых затрат.

К материальным расходам относятся:

топливо, вода и энергия всех видов, расходуемых на технологические цели и отопление зданий, расходы на выработку, трансформацию и передачу энергии;

работы и услуги производственного характера, как приобретаемые на стороне, так и осуществляемые самостоятельно;

расходы на проведение испытаний и контроль качества продукции (работ, услуг), содержание и эксплуатацию основных средств, и иные подобные цели;

расходы на инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежду и иное имущество, не являющееся амортизируемым;

расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Для целей исчисления налога на прибыль в расходы на оплату труда включаются:

любые начисления работникам в денежной и натуральной форме;

стимулирующие начисления и надбавки;

компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;

премии и единовременные поощрительные начисления;

расходы, связанные с содержанием работников, которые предусмотрены законодательством РФ, трудовыми договорами и коллективными договорами.

Таблица 2.2 - Расходы, осуществленные ООО «Строймагнат», за 2013-2015 гг.

Проанализировав таблицу 2.2 можно сделать ряд выводов. Видно, что расходы организации сничаются за рассматриваемый период времени. В 2014 г. произошло значительное понижение суммы расходов на 19% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г., а в 2015 г. установлен рост расходов на 11% в сравнении с 2014 г. Однако расходы в 2015 г. значительно ниже расходов в 2013 г. на 9% или 849 825 руб. Данной уменьшение расходов в 2014 г. является результатом снижения сумм амортизации, уменьшение некоторых расходов, а так же использование более дешевого сырья.

Увеличение суммы расходов в 2015 г. вызвано увеличением внереализационных расходов, а также с увеличением прочих расходов организации. Расходы, связанные с производством и реализацией (прямые расходы), как видно по данным табл. 2.2, выступают наиболее значимыми и наибольший удельный вес в их общей доле составляют материальные затраты.

Налоговая база расчитывается по формуле 2.1:

Н.б = Д- Р (2.1)

где Н.б - налоговая база;

Д - доходы, полученные предприятием;

Р - расходы, полученные предприятием.

Сумма налога на прибыль организации рассчитывается - это налоговая база умноженная на налоговую ставку по налогу на прибыль.Рассчитывается по формуле 2.2:

Сумма налога на прибыль = Н.бЧНс (2.2)

где Н.б - налоговая база;

Нс - налоговая ставка.

Таблица 2.3 - Расчет суммы налога на прибыль, подлежащей уплате ООО «Строймагнат» в бюджет за 2013-2015 гг.

Рассчеты за 2013 год:

Н.б = 10 622 520 руб - 9 129 790 руб = 1 492 730 руб

Сумма налога на прибыль = 1 492 730 Ч 20% = 298 564 руб

Рассчеты за 2014 год:

Н.б = 9 408 581 руб - 7 397 230 руб = 2 011 351 руб

Сумма налога на прибыль = 2 011 351 Ч 20% = 402 270 руб

Рассчеты за 2015 год:

Н.б = 11 268 320руб - 8 279 965руб = 2 988 355 руб

Сумма налога на прибыль = 1 492 730 Ч 20% = 597 671 руб

Вывод: Из данных таблицы 2.3 видно, что в анализируемом периоде произошел рост прибыли на 46%, а, соответственно, и сумма налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет РФ, на 46% в 2015 г. по сравнению с 2013 г. Сравнивая 2014 г. с 2013 г., видно, что прибыль увеличилась на 26%.

Если сравнивать результаты 2015 г. с 2014 г. видно, что произошло увеличение прибыли на 33% за счет равномерного увеличения доходов и расходов. Вместе с увеличением суммы прибыли произошел рост суммы налога на прибыль на 33%, на это оказало влияние увеличение налогооблагаемой прибыли.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!