Строительный портал - Meerson

Влияние художественного творчества на развитие ребенка. Влияние изо-искусства на развитие творческих способностей. Визуальные виды искусства

СВЕТЛАНА ХИСМАТУЛЛИНА
Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Солнышко» село Кушнаренково

Муниципального района Кушнаренковский район РБ

Выступление на районном методическом объединение воспитателей старших и подготовительных к школе групп на тему :

«Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников »

Воспитатель : Хисматуллина Светлана Сайфулловна

Основной задачей современного образования является воспитание творческой , самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих , нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте . Дошкольные годы сензитивны для творческого развития , а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Наиболее благоприятными для творческого развития детей являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка .

Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме. Знакомя своих воспитанников в детском саду с произведениями изобразительного искусства , мы способствуем эмоциональному и художественному развитию , стараемся научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений, и увидеть, как по-разному отображают их в своем творчестве художники . По результатам систематического контакта с миром эстетически значимых примеров и явлений. Мы отмечаем, что ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках, пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы – удовольствие или неудовольствие. Благодаря этому накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, и эстетические чувства. Знакомясь с произведениями искусства , дети учатся видеть его содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение, и как все это передал художник, скульптор, народный мастер.

Для успешной работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством требуется качественно изменить подход к развитию детского творчества , и, как следствие, активному внедрению в практику интегрированных занятий.

Их использование обусловлено следующими причинами :

Для детей дошкольного возраста художественное творчество носит синкретический (слитный) характер, в котором не отделены и не специализированны различные виды искусства ;

Познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения ;

Активизируют все психические процессы, обеспечивающие успешное осуществление детской художественно – творческой деятельности .

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве . Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств в разнообразной художественно творческой деятельности являются основным правилом в построении занятий с детьми. .

Традиционные методы в совокупности с инновационными методами способствуют в большей степени развитию художественно – творческих способностей детей , развитию детского восприятия , художественно – образному мышлению и активной творческой деятельности детей .

Обязательная составляющая часть наших интегрированных занятий – музыка, которая позволяет в наибольшей степени создать эмоционально положительный настрой в соответствии с поставленной задачей, затрагивает самые сокровенные струны детской души. Знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной классики начинается на музыкальном занятии. Вместе с детьми мы учимся слушать и понимать произведения П. Чайковского, А. Вивальди, С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Музыка продолжает звучать и в группе, способствуя творческому рождению маленьких детских шедевров.

На занятиях мы с детьми не просто слушаем музыку, а учимся сравнивать, сопоставлять музыкальное произведение и произведение живописи, выделять их основные выразительные средства.

Дети даже 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. И в этом случае большое практическое значение имеет навык цветоведения, т. е. ребенку просто необходимо дать элементарные представления о смешивании красок, развить умение получать новые оттенки, пользоваться палитрой.

Поэзия – богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед детьми богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Активное использование на занятиях литературных произведений, особенно поэзии А. С. Пушкина, А. Фета, С. Есенина и других, помогает не только знакомить детей с поэзией, но и проводить словарно – семантическую работу с детьми, позволяет обращать внимание на орфоэпическое правильное произношение слов, на музыкальность их звучания, на образность языка стихотворения . Все это способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей, помогает вдумываться в смысловое содержание литературного произведения, приближает детей к творческому процессу . Знакомство с эмоционально-эстетическими терминами, с искусствоведческими терминами , с образными словами и выражениями, не только развивает речь детей , но и учит высказывать свое мнение и суждения, давать оценку увиденным произведениям.

Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.) . Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседуя о них, разучивая стихотворения , предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят» , или «кап-кап, дождик идёт» , нарисовать карандашами, свечой и т. д.

Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает возможность ребенку передавать этот образ с помощью художественных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.

В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.

Таким образом, влияние произведений литературы на занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник : рисование пальцами, технику оттиска или печатки, кляксографии, монотипию, рисование с натуры, рисование по сырому листу, пластилиновое рисование, рисование по точкам, по трафаретам. Использование различных техник в практических занятиях позволяет раскрыть новые творческие возможности и способности , сделать занятия разнообразными и интересными. Знания об особенностях техник в живописи, умение подобрать и качественно использовать тот или иной вид техники расширяет кругозор в области использования разнообразных материалов и оборудования и способствует развитию интеллектуально – познавательных способностей детей .

Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы : простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала детям предлагается тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекать самих детей. Соответствующими вопросами побуждать их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности . Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность , пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.

На наш взгляд для успешного развития творческих способностей детей необходимо создать такие условия, где ребенок мог бы

Просмотр фильмов созданных на основе детских творческих работ :

1. Осень, осень….

2. Моя мама самая, самая.

3. В лесу родилась елочка.

Влияние творчества на развитие ребенка особенно велико в раннем возрасте. Дошкольный возраст является самым подходящим для развития детей. Начиная с 3-х лет ребенок активно познает мир, проявляет творческие способности, контактирует с миром и у него начинают формироваться личностные особенности и черты характера.

В дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в самовыражении, которая связана с бурной фантазией и воображением малыша. Какой еще способ, как не творчество, является лучшим для этого. Благодаря творчеству ребенок развивает свои способности и таланты, а также ищет себе занятие, которое будет ему по душе, что в дальнейшем сможет позволить заниматься любимым делом.

Ниже мы приведем небольшой список преимуществ занятий творчеством в дошкольном возрасте, которые позволят определить, чем же они так полезны:

  1. Пожалуй, самое главное, что дает творчество малышу – это развитие его креативности, в дальнейшем это помогает развить способность мыслить нестандартно, смотреть на вещи под другим углом и находить выход из сложной ситуации.
  2. Расширяет кругозор. При помощи творчества для ребенка проходит знакомство с окружающим миром: он рисует то, что видит при этом, проявляя фантазию, тем самым расширяет свой кругозор, узнавая новые вещи, знакомясь с новыми людьми и пробуя что-то новое.
  3. Творческие занятия еще развивают у ребенка дисциплинированность, он учится доводить начатое до конца, быть усидчивым и сосредоточенным. Это связано с тем, что ребенок, если увлечен – он может долгое время проводить за любимым занятием, например, собирать паззл.
  4. В зависимости от типа занятий у ребенка могут развиваться чувство ритма (музыка) или организм в целом (физические занятия).
  5. Если ваш малыш увлеченно решает самые разнообразные логические задачки и ребусы, любит всевозможные интеллектуальные игры на время, то это еще способствует развитию скорости принятия решений.

Какие игры и творческие задания можно использовать для всестороннего развития малыша? На самом деле любые, главное их чередовать – физические с умственными, задания, которые требуют концентрации и усидчивости, с подвижными играми. Это нужно для того, чтобы ребенок не заскучал, и ему не надоело играть в одну и ту же игру. А так можно использовать самые разные игры: паззлы, конструкторы, всевозможные техники рисования, можно использовать кинетический песок для игр, так как он развивает мелкую моторику ребенка.

Командные игры и виды спорта развивают общительность, умение работать в команде и ответственность.

Искусство в раннем возрасте так же оказывает большое влияние на развитие малыша – ребенок развивает фантазию, воображение, креативное мышление. Посредством творческой деятельности ребенок учится самовыражаться.

Главное – это разговаривать с малышом, показывать, рассказывать, пытаться понять чего он хочет и чем интересуется, что ему нравится делать, а что нет.

Поняв фантазии ребенка, вы сможете направить его энергию в нужное русло.

Творчество для ребенка является одной из форм познания мира, самовыражения, избавления от стресса и страха, отвлечения от негативных эмоций. В процессе разных видов творчества ребенок экспериментирует, создает что-то новое для себя, делая важные открытия. Совместное творчество делает легкой адаптацию в обществе.

Детское творчество делится на художественное, техническое и музыкальное. Рассмотрим каждый вид подробнее.

1. Художественная деятельность складывается из создания композиций путем лепки, рисования, аппликации, литературных произведений. Все это ведет к развитию хорошего вкуса у детей. В младшем детском возрасте дети рисуют интуитивно, уделяя внимание свойствам материала и не придавая значения самому изображению. К пяти годам изображения становятся узнаваемыми и осмысленными, в 10 лет дети вкладывают в рисунок не только смысл, но и сюжет.

Использование пальчиковых красок, карандашей, кистей, мелков помогает укрепить мышцы рук, улучшает координацию, моторику, развивает внимание, наблюдательность и усидчивость детей разного возраста.

Литературное творчество начинается со времени, когда ребенок учится говорить. Слова становятся частью игры и связаны с рисованием, пением, музыкой, но со временем становятся отдельным направлением развития. Литература дает возможность выразить ребенку свое понимание мира не хуже, чем рисование. Словарный запас при этом возрастает, как и эрудиция, ребенку легче освоить чтение, писать сочинения в школе.

2. Техническое творчество формирует у ребенка интерес к науке, умение рационально мыслить, изобретать, решать поставленные задачи. В младшем возрасте дети занимаются простыми техническими устройствами, а в школьном создают более сложные конструкции.

3. Музыкальное творчество сводится к игре на инструментах, пению, танцам. Такой вид творчества поможет развить у ребенка музыкальный вкус, слух. Музыка – один из первых видов творчества, доступных ребенку, через который он воспринимает окружающий мир, а вместе с танцем ребенок еще и развивается физически, становится выносливее, тренирует равновесие и координацию.

Участие взрослых в творческом развитии ребенка

Со временем у детей меняются приоритеты в выборе вида творчества, например, от изобразительной деятельности он может перейдет к музыкальной или танцевальной. Родители, которые отдают ребенка в различные творческие студии, поощряя интерес, укрепляют в ребенке самооценку и стремление к саморазвитию в будущем.

Нельзя навязывать детям творческий процесс, иначе со временем интерес к занятиям исчезнет. В творчестве ребенок сам должен проявлять инициативу, чувствовать независимость и самостоятельно переживать за результат.

Стимулировать ребенка к творчеству нужно с раннего возраста: привлекать к лепке, музыке, чтению. Создавать условия для развития можно, придумывая новые игры, окружая предметами и материалами, которые пригодятся для творчества, посещая вместе с детьми выставки, мастер-классы, детские спектакли.

Детское творчество – важный процесс в развитии ребенка. Художественное, музыкальное, техническое развитие – все это приносит неизменно положительный результат, помогая ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, проявлять инициативу. Творчество поможет ребенку найти собственную индивидуальность и укрепить самооценку.

Неверова В.П., воспитатель ГБДОУ № 86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В.Л Сухомлинский утверждает: «.. Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности» .

А.П. Усова считает: «Потешки сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи»

Отсутствие или нехватка времени у родителей на общение с детьми, а также невнимание к содержанию речи малыша, отсутствие ее активизации со стороны родителей приводит к проблемам в развитии речи детей. Речь многих дошкольников отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Большинство детей употребляют нелитературных слова и выражения. У них отсутствуют навыки культуры речи, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Связные высказывания детей короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста, высказывания состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой, уровень информативности высказывания очень низкий, активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам.

Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек) , психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми, а так же со сверстниками формируется потребность в речевом развитии. Особая потребность возникает во время игры. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития общения. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста Н.К. Крупская писала: «…игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего.»

Среди различных средств развития словарного запаса и развития речи у дошкольников может выступать произведения детского фольклора. Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально Простота фольклорных произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывание и самостоятельного участия привлекают детей и они с удовольствием используют их в своей игровой деятельности. При изучении происходит активное усвоение разговорного языка, становление развитие всех сторон речи: фонетической лексической и грамматической, а так же изучение фольклора обеспечивает полноценное владение родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться.

Фолькло́р (от англ. folk-lore - «народная мудрость» ) - народное творчество, чаще всего устное. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации, что способствует развитию речи детей.

Положительная эмоциональная окраска фольклорных произведений вызывает желание повторить, запомнить, звукосочетания, фразы, а звукоподражания, звучность, ритмичность, напевность устного народного творчества в свою очередь способствует развитию фонематического слуха. Изучение произведений народного творчества обогащает словаря дошкольника за счет многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении и учит ребенка плавному произношению фраз и предложений. Вначале дошкольник копирует, а позже многие слова, фразы и предложения переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

В процессе изучения народного творчества происходит процесс умственного воспитания дошкольника. Ребенок овладевает умением сравнивать, анализировать, оценивать, обобщать, а так же у ребенка возникает желание узнать, что же будет дальше в том или ином произведении народного фольклора, тем самым он стремится получить все новые и новые знания.

Эстетическое воспитание невозможно без народного поэтического фольклора. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, обогащают речь живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений. Через народную мудрость происходит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству. Народное творчество способствует развитию воображения, художественно-творческих способностей, а так же формирует основы эстетического вкуса.

Фольклор является источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие) , ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» К.Д. Ушинский

Таким образом, народное творчество закладывает фундамент психического и нравственного здоровья дошкольника, что является необходимостью в период становления личности ребенка. В свою очередь психическое и нравственное здоровье обеспечивает развитие устное речи дошкольников в период становления его личности. Это происходит во время общения со сверстниками через игру, а инструментом развития является народное творчество, мудрость народа, накопленная веками.

Шедевры искусства давно используются для психокоррекции и психотерапии эмоционального состояния как взрослых, так и детей.

При этом нейробиологи утверждают, что восприятие искусства или занятия искусствами не только воздействуют на эмоциональную сферу человека, но и подстегивают работу мозга и прекрасно готовят мозг к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию.
В этом сообщении - информация о наиболее интересных фактах и наблюдениях ученых, свидетельствующих о влиянии искусства на умственное развитие.

Слушайте Моцарта!

"Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С.В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.
Бета- волны генерируются нашим мозгом тогда, когда мы сфокусированы на повседневной деятельности или переживаем сильные отрицательные эмоции. Бета - волны вибрируют на частоте от 14 до 20 Гц.
Возвышенные ощущения и покой характеризуются альфа- волнами, распространяющимися на частоте от 8 до 13 Гц.
Периоды пиковых творческих способностей, медитаций и сна характеризуются тета - волнами, имеющими частоту от 4 до 7 Гц. А глубокий сон, глубокая медитация и бессознательное состояние генерируют дельта - волны, частота которых составляет от 0,5 до 3 Гц. Чем медленнее волны мозга, тем более расслабленное состояние мы испытываем. Избыток усиленных дельта-волн практически гарантирует наличие нарушений внимания и других когнитивных функций.
С помощью музыки можно сдвинуть сознание от бета - волн в направлении альфа - диапазона, повысив, таким образом, самочувствие и внимательность.
Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Взаимообмен мыслями является основой творчества."
/источник - В.М. Элькин "Методика психодиагностики и психотерапии произведениями искусства/

С 90-х годов XX столетия появилась просто удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, уже собраны очень интересные факты.


Ученые из Римского университета Ла Сапиенца утверждают "Полученные результаты указывают на то, что музыка Моцарта способна активировать нейроны в коре головного мозга, отвечающие за внимание и познавательные функции. Но далеко не всякая музыка вызывает подобный эффект". / /

Особенно сильно воздействует музыка Моцарта на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее.

Не возьмусь воспроизводить научные обоснования такого необычного воздействия на мозг именно музыки Моцарта, но в целом они сводятся к идее резонанса циклов работы мозга и ритма музыки, а также её насыщенностью звуками высокой частоты.

Согласитесь, очень заманчивый и приятный способ развития умственных способностей ребенка, к тому же полезный и в плане воспитания хорошего музыкального вкуса!

При этом призываю читателей проявлять критичность при поисках музыки Моцарта в интернете: очень часто по запросу предлагается совсем не музыка Моцарта (а подписанная его именем), лучше уж приобрести диск в музыкальном магазине, или при скачивании проконсультироваться со специалистами.



О пользе занятий ребенка танцами

Ученые из Медицинского колледжа имени Эйнштейна в Нью-Йорке доказали, что танцы благотворно влияют на развитие умственных способностей. Сочетание логики танцевальных па и свободомыслия в импровизации оптимизирует работу обоих полушарий на 76 процентов. Даже чтение книг и отгадывание кроссвордов не дает таких результатов.

Татьяна Черниговская, советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор., заслуженный деятель науки РФ в лекции "Творчество как предназначение мозга" говорит об искусстве танца и сложнейшей работе мозга танцора (смотреть фрагмент 2-3 мин с 7 мин. 25 сек., в целом очень интересная лекция, очень рекомендую послушать в свободное время!) :



Визуальные виды искусства

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект.

В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Поэтому будет справедливо заметить, что приобщение к искусству и собственно творческая деятельность будет стимулировать развитие правого полушария мозга ребенка.


К одним из видов искусства, доступных для восприятия дошкольников, являются визуальные виды искусства (живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, архитектура и др.)

Понятно, что маленький ребенок знакомится с визуальными видами искусствами посредством взрослых - близких родных и педагогов.

Детям дошкольного возраста наиболее близко и доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты.

Так, наши кубанские дошкольники, знакомясь с изобразительными мотивами старинной русской, кубанской вышивки, выделяют ритм, повторяемость узоров, в схематичных изображениях угадывают образы коня, льва, жар - птицы, постигают символику цвета - белого, красного, черного.

Возвращаясь к своему детству, которое прошло в Оренбурге, я вспоминаю изящные ажурные узоры пуховых паутинок, которые вязала моя бабушка Мария, те узоры напоминали скорее снежинки, зигзаги, вьюжные взмывающие линии, но и там присутствовал ритм, гармония.

Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию.

Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание простейших терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, музейных экспонатов и т.д.). Немаловажную роль для формирования такого понимания играют книги по искусству для малышей.


Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка.

Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме.

Словесное искусство

Постараюсь здесь быть уж совсем краткой. Приведу 2 цитаты:
1. С.Л. Рубинштейн: " Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект."

2. Иосиф Бродский: "Если тем, что отличает нас от прочих представителей животного царства, является речь, то литература, и в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель".

По - моему, очень сильно сказано! Читайте детям хорошую литературу, развивайте и обогащайте речь ребенка, приобщайте детей к искусству, и вы вырастите поколение умных, мыслящих, духовно богатых людей!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!