Строительный портал - Meerson

Темное царство в пьесе островского гроза цитаты. Сочинение на тему «Темное царство в пьесе Островского Гроза. Островский - тонкий знаток русской жизни

«Темное царство» в драме А.Н.Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха

А. Н. Островский обладал высоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные
её стороны. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, «темным царством».
Так что же это за такое «темное царство»?
Знакомясь с обстановкой и образом жизни обитателей Калинова уже с первых картин драмы мы можем судить о мещанстве
города.
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
За высокими заборами, за тяжелыми замками льются слезы. «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закаболить… А
между собой – то, сударь, как живут!… Враждуют друг на друга.» Кто они? Грубияны, кляузники, завистники, угнетатели.
Добролюбов называет такой тип людей «самодурами русской жизни.» В роли «самодуров» в пьесе представлены Дикой и
Кабаниха.
Смысл жизни Дикова заключается в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство. Для этого он не брезгует никакими
средствами. Городничему, которому мужики жаловались на то, что Дикой их обирает, он отвечает: «Стоит ли, ваше
высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год – то народу перебывает: вы - то поймите:
не доплачу я им по какой – нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»
Главные черты Дикого – жадность и грубость. Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и
покорности. Он считает себя вправе ругать всех людей подряд.
Вся его жизнь основана на ругательствах. «Пуще всего из – за денег, ни одного расчета без брани не обходится.» Ни кто и
пикнуть не смеет ему о жалованье, изругает на чем свет стоит. В доме все его боятся, стараются с утра его не рассердить,
иначе целый день ко всем будет придираться. И беда, если его человек, которого обругать не смеет; тут же домашние
держитесь. «Как с цепи сорвался», - характеризует его Кудряш.
Показывая свою власть, Дикой говорит Кулижину: «Говорю, что ты разбойник, и конец! Что ты, судиться, что ли со мной
будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».
Но ни всех ругает Дикой, не со всеми так говорит. Стоит наткнуться на сопротивление, так сразу меняется тон.
Побаивается он своего конторщика Кудряша. «Он слово, а я десять; плюнет да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не
стану», - говорит Кудряш. Не смеет ругать он и Кабаниху.
Оказывается, смирить Дикого не так уж и трудно, достаточно оказать ему хоть какое – нибудь сопротивление. Но беда в
том, что сопротивление этого он почти не встречает.
Речь дикого характеризует его как крайне грубого, невежественного, необразованного человека. Он ничего не хочет знать
о науке, культуре, изобретениях. Когда Кулигин просит у него денег на солнечные часы, Дикой даже в толк не возьмет, о
чем идет речь.
На цитаты из стихов Державина Дикой говорит Кулигину: «Ты у меня грубить не смей!»
Предел власти самодуров зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства»
Кабаниха. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой. «Ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так говорит о
ней Кулигин. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями,
укорами, попреками, жалобами: «Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы
перенести».
Она не устает повторять, что заботиться не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги – то к вам бывают, от
любви вас и бранят – то, все думают добру научить».
Но от ее любви и заботы доходит до отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Её постоянная тирания измучила Катерину,
привела ее к гибели. Кабаниха постоянно прикидывается обиженной, несчастной: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди,
умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Свою главную заботу она видит в том, что бы пресекать всякую возможность
непокорности. Кабаниха поедом ест домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. Она поддерживает
суеверия и предрассудки, строго соблюдает старые обычаи и порядки: «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай
жене – то, как жить без тебя!»
Кабаниха – это властная, самолюбивая, своенравная женщина, привыкшая только к беспрекословному подчинению и к унижению
других: «Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь!»
«В ночи, в ночи», - приказывает он Тихону. Это не женщина, а бессердечный, жестокий палач. Даже при виде вытащенного из
Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие. Кабаниха понимает, что только страх может удержать людей в
подчинении, продлить господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене его бояться, Кабаниха в ужасе восклицает: «Как
зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно».
Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. После
признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля – то ведет? Говорила я тебе, так ты и
слушать не хотел. Вот и дождался!»
Воистину, по словам Добролюбова «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире». Критик восклицал:
«Самодурство, дикое, безумное, прогнало из него всякое сознание чести и права… нагло растоптано самодурами человеческое
достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье».
Велика еще власть Кабанихи и Дикого «Но - чудное дело!… самодуры начинают ощущать какое – то недовольство и страх,
сами не зная перед чем и почему. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами. Далеко она еще, но
уже дает себя предчувствовать и посылает не хорошие видения темному произволу самодуров.»

Мрачную картину самодурных отношений: произвола, с одной стороны, бесправия и угнетения, с другой, рисует Островский в драме «Гроза».
Действие происходит в уездном городке Калинове, на берегу Волги. Глубокое невежество, умственный застой, бессмысленная грубость - вот та атмосфера, среди которой развивается действие.

Калинов - поистине «темное царство», как метко окрестил Добролюбов весь изображаемый Островским мир. О том, что совершается за пределами их городка, и как там живут люди, калиновцы узнают большей частью от разных странниц, вроде Феклуши. Сведения эти обыкновенно самого фантастического свойства: о неправедных судьях, о людях с песьими головами, об огненном змее. Такого же характера и исторические познания, например, о Литве, которая «с неба свалилась». Главную роль в городе играют купцы-самодуры, держащие в своих руках бесправную
массу мещан и пользующиеся, благодаря своим деньгам, поддержкой уездного начальства.

Чувствуя свою полную безнаказанность, они утесняют всех подвластных, помыкают по своему желанию, а иногда прямо издеваются над ними. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», - говорит про Дикого один из обывателей. Впрочем он является «ругателем» только по отношению к людям зависимым и безответным, подобно Борису и Кулигину; когда же его самого на перевозе обругал гусар, он не посмел ничего сказать ему, но зато все домашние две недели от него по чердакам и по чуланам прятались.

Никаких общественных интересов у обывателей Калинова нет, и потому они, по словам Кулигина, все дома, запершись, сидят. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного, да пьянства!» «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит тот же Кулигин в другом месте.

Грубости и невежеству калиновцев вполне соответствует их самомнение и самодовольство: и Дикой, и Кабанова вполне уверены, что иначе, чем они живут, и жить нельзя. А живут они по старине, с недоверием, даже с ненавистью относясь ко всякому новшеству. К науке и к знанию вообще они питают полное презрение, что видно из разговора Дикого с Кулигиным об электричестве. Считая себя во всем правыми, они проникнуты уверенностью, что только ими свет держится. «Что-то будет, когда старики перемрут, - говорит Кабанова, - как будет свет стоять, уже я и не знаю». Не имея никаких твердых нравственных понятий, они тем упорнее держатся за дедовские обычаи и обряды, в которых видят самую суть жизни. Для Кабановой, например, не важно, чтобы Катерина на самом деле любила своего мужа, но важно, чтобы она это показывала, например, «выла» на крыльце после его отъезда. Такой же обрядностью отличается и религиозность калиновцев: они ходят в церковь, строго соблюдают посты, принимают у себя странников и странниц, но внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда их душе; поэтому их религиозность носит отпечаток ханжества и нередко связывается с грубым суеверием.

Все семейные отношения в Калинове основаны, преимущественно, на страхе. Когда Кабанов говорит матери, что ему вовсе не нужно, чтобы жена боялась его, достаточно, если она его любит, - Кабанова с негодованием возражает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Поэтому, когда Катерина при прощании бросается на шею мужу, Кабанова строго ее останавливает и заставляет поклониться в ноги: для нее в отношениях жены к мужу важно именно выражение страха и рабской подчиненности, а не истинного чувства.

В «Грозе» Островский показал, как такой семейный деспотизм действует на угнетаемых. Натуры более сильные и стойкие стараются обмануть бдительность домашних тиранов, прибегают к притворству и ко всяким ухищрениям; такова, например, Варвара, дочь Кабановой; напротив того, натуры слабые и мягкие, подобно ее сыну Тихону, окончательно утрачивают всякую волю, всякую самостоятельность; единственный их протест против постоянного гнета заключается в том, что, вырвавшись временно на свободу, освободившись из-под надзора, они предаются безобразному разгулу, стараются «на целый год отгуляться». В ответ на упреки матери, что в нем нет «своего ума», Тихон даже грозится: «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью: пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится...» И весьма возможно, что эту угрозу он когда-нибудь и приведет в исполнение.


Но особенно тяжело в «темном царстве», подобно Калинову, положение таких лиц, которые наделены значительной душевной силой, не позволяющей им окончательно сломиться под гнетом деспотизма, утратить всякое сознание своей личности, но которые, вместе с тем, слишком слабы, чтобы постоять за себя, и слишком чисты душою, чтобы прибегать к хитрости и обману; для них трагический исход становится почти неизбежным. В таком именно положении находится Катерина, глвная героиня «Грозы».

Темное царство. Царство тьмы (иноск.) невѣжество, отсталость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

- (иноск.) невежество, отсталость …

Темное царство (царство тьмы) (иноск.) невежество, отсталость … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ЦАРСТВО - (1) kingdom; 2) reign) 1) государство во главе с царем; 2) время правления какого нибудь царя, царствования; 3) определенная область действительности, средоточия тех или иных предметов и явлений (например. Ц природы, темное Ц., сонное Ц.) … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

«Тёмное царство» - ТЁМНОЕ ЦАРСТВО выражение, получившее широкое распростр. после появления статей Н. А. Добролюбова Темное царство и Луч света в темном царстве (1859 60), посвященных раннему творчеству А. Н. Островского. Стало употребляться как обознач. самодурного … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- (род. 17 января 1836, ум. 17 ноября 1861) один из замечательнейших критиков русской литературы и один из характерных представителей общественного возбуждения в эпоху "великих реформ". Он был сыном священника в Нижнем Новгороде. Отец,… …

Драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

ТЁМНЫЙ, тёмная, тёмное; тёмен, темна, темно (тёмна, тёмно прост.). 1. Лишенный света, погруженный в тьму, в мрак. «Лён стлала до темной ноченьки по росистым по лугам.» Некрасов. «В темной комнате горит одна свеча.» А.Тургенев. «(Волк) в темный… … Толковый словарь Ушакова

Добролюбов, Николай Александрович самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно… … Биографический словарь

- (Николай Александрович) самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Нерадостно сложилась краткая жизнь высокодаровитого юноши, ослепительно блестящая по… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , Потапов Николай Иванович Категория: Публицистика Издатель: Сказочная дорога , Производитель: Сказочная дорога ,
  • Темное царство. Сценические версии , Потапов Николай Иванович , Николай Иванович Потапов - участник Великой Отечественной войны. После войны окончил штурманское авиационное училище. Летал штурманом на разных типах самолетов. Позже работал в газетах и… Категория: Отечественная драматургия Издатель:

Темное царство

Важнейшей чертой театра Островского по сей день остается злободневность пьес. Произведения Островского и сегодня с успехом идут на подмостках театров, потому что характеры и образы, созданные художником не утратили свежести. И по сей день зрители размышляют о том, кто прав в споре между патриархальностью представлений о браке и свободой проявления чувств, погружаются в атмосферу темного невежества, грубости и поражаются чистоте и искренности любви Катерины.

Город Калинов, в котором развёртывается действие драмы «Гроза», – художественное пространство, в пределах которого писатель стремился предельно обобщить пороки, характерные для купеческой среды середины XIX века. Критик Добролюбов не зря называет Калинов «тёмным царством». Это определение в точности характеризуют атмосферу, описанную в городе.

Островский изображает Калинов замкнутым пространством: ворота заперты, что происходит за забором никого не волнует. В экспозиции пьесы зрителям предстает волжский пейзаж, вызывающий у Кулигина в памяти поэтические строки.

Но описание просторов Волги лишь усиливает ощущение закрытости города, в котором даже по бульвару никто не гуляет. Город живёт своей скучной и однообразной жизнью. Малообразованные жители Калинова узнают новости о мире не из газет, а от странниц, например, таких как Феклуша. Любимая гостья в семье Кабановых рассказывает о том, что «есть ещё земля, где все люди с песьими головами», а в Москве одни «гульбища да игрища, а по улицам индо грохот идет, стон стоит». Невежественные обитатели города Калинова охотно верят в подобные рассказы, именно поэтому Калинов представляется горожанам райским местом. Так, отделённый от всего мира, как тридевятое государство, в котором жители видят едва ли не единственную землю обетованную, Калинов и сам начинает приобретать сказочные черты, становясь символическим образом сонного царства.

Духовная жизнь обитателей Калинова ограничивается правилами Домостроя, соблюдение которых требует каждое поколение родителей от каждого поколения детей, кругом царит самодурство и властвуют деньги.

Главными блюстителями векового порядка в городе являются Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой, у которых искажены нравственные нормы. Ярким примером самодурства является эпизод, в котором Островский иронически изображает Дикого, говорящего о своём «добросердечии»: изругав мужика, который просил у него жалованье, Савел Прокофьевич раскаивается в своём поведении и даже просит прощения у работника. Тем самым, писатель изображает нелепость сменившейся самобичеванием ярости Дикого. Являясь зажиточным купцом и имея много денег, Дикой считает людей ниже себя "червяками", которых он может помиловать или раздавить по своем желанию, герой чувствует безнаказанность своих поступков. Даже городничий не в силах повлиять на него. Дикой, ощущая себя не только хозяином города, но и хозяином жизни, не боится и чиновника. Зажиточного купца боятся и домашние. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите!» Но Савел Прокофьевич ругается только с теми, кто не может дать отпор. Стоит ему только встретить сопротивление, как резко меняется его настроение и тон общения. Он побаивается своего конторщика Кудряша, который умеет противостоять ему. Дикой не ругается и с купчихой Марфой Игнатьевной, единственной, кто понимает его. Лишь Кабаниха в силах усмирить буйный нрав Савела Прокофьевича. Она одна видит, что Дикой и сам не рад своему самодурству, но ничего с собой поделать не может, поэтому Кабаниха считает себя сильней его.

И действительно, Марфа Игнатьевна не уступает Дикому в деспотизме и самодурстве. Являясь ханжой, она тиранит своих домашних. Кабаниха изображена Островским как героиня, которая считает себя хранительницей основ Домостроя. Патриархальная система ценностей, от которой осталась только внешняя показная сторона, для неё важнее всего. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям Островский демонстрирует в сцене прощания Тихона с Катериной. Между Катериной и Кабанихой возникает конфликт, отражающий внутренние противоречия между героинями. Кабаниха пеняет Катерине, что та после отъезда мужа не «выла» и не «лежала на крыльце», на что Катерина замечает, что так вести себя – «народ смешить».

Кабаниха, делая все «под видом благочестия», требует полного повиновения от своих домашних. В семье Кабановых все должны жить так, как требует Марфа Игнатьевна. Кулигин совершенно точно характеризует Кабаниху в диалоге с Борисом: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Главным объектом её тирании становятся собственные дети. Властолюбивая Кабаниха не замечает, что под своим гнётом вырастила жалкого, трусливого человека, который не имеет собственного мнения - сына Тихона и хитрую, создающую впечатление порядочной и послушной дочь Варвару. В конце концов, неоправданная жестокость и желание контролировать все приводят Кабаниху к трагедии: собственный сын винит мать в смерти его жены Катерины («Маменька, вы ее погубили»), а любимая дочь, не согласная жить в рамках самодурства, сбегает из дома.

Давая оценку образам «темного царства», нельзя не согласиться с Островским в том, что жестокое самодурство и деспотизм – это настоящее зло, под гнетом которого тускнеют, чахнут человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. «Гроза» - это открытый протест против «тёмного царства», вызов невежеству и грубости, лицемерию и жестокости.

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Свою пьесу А.Н.Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.

В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».

Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются «отцы» города в лице Кабанихи и Дикого. Марфа Кабанова истязает окружающих и близких ей людей упреками и подозрительностью. Она во всем опирается на авторитет старины и ждет того же от окружающих. Про ее любовь к сыну и дочери и говорить не приходится, дети Кабанихи полностью подчинены ее власти. Все в доме Кабановой держится на страхе. Пугать и унижать - вот ее философия.

Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними. Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!».

Беспричинная брань Дикого, лицемерная придирчивость Кабанихи - все это от бессилия героев. Чем реальнее перемены в обществе и людях, тем сильнее начинают звучать их протестующие голоса. Но в ярости этих героев нет смысла: от их слов остается лишь пустой звук. «…А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу», - пишет Добролюбов о пьесе.

Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную. Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку. Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.

Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.

Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.

Катерина Кабанова – светлая душа. На фоне всего мертвого царства она выделяется своей чистотой и непосредственностью. Эта героиня не погрязла в материальных интересах и устаревших житейских истинах, как другие жители Калинова. Душа ее стремится освободиться от гнета и удушья этих, чужих ей, людей. Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина находится в страшных муках совести. И грозу она воспринимает как кару небесную за ее грехи: «Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…». Набожная Катерина, не выдержав давления собственной совести, решается на самый страшный грех - самоубийство.

Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.

Еще один представитель «Темного царства» - странница Феклуша. В доме Кабанихи она пользуется большим уважением. Ее невежественные небылицы о дальних странах внимательно слушают и даже верят им. Только в таком темном и невежественном обществе никто не может усомниться в историях Феклуши. Странница поддерживает Кабаниху, чувствуя ее силу и власть в городе.

На мой взгляд, пьеса «Гроза» - произведение гениальное. В ней раскрыто столько образов, столько характеров, что хватило бы на целую энциклопедию отрицательных персонажей. Все невежество, суеверность, необразованность вобрало в себя «темное царство» Калинова. «Гроза» показывает нам, что старый уклад давно изжил себя и не отвечает современным условиям жизни. Перемены уже стоят на пороге «темного царства» и вместе с грозой пытаются пробиться в него. Неважно, что они встречают огромное сопротивление со стороны диких и кабаних. Прочитав пьесу, становится ясно, что все они бессильны перед грядущим.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!